Во многих школах на вопросы о военно-патриотическом воспитании педагоги отвечают сетованиями на неодолимые трудности, отсутствие средств и сил. У директора московской общеобразовательной средней школы (лаборатории) № 760 им. А.П. Маресьева Владимира Гармаша ответ противоположный: проблем нет. Почему? Да потому что в этой работе активно участвует Союз фронтовиков Северо-Восточного округа столицы. Она получила высокую оценку в Российском оргкомитете «Победа». Рабочая группа оргкомитета по патриотическому воспитанию, обсудив накопленный в 760-й школе опыт военно-патриотического воспитания, предложила Минобразованию рассмотреть его для использования в других общеобразовательных заведениях России. Об этом, а также о предложении – представить директора школы и руководителя Союза фронтовиков Владимира Черникова к участию в конкурсе «Лидер в образовании – 2004» в номинации «Патриотическое воспитание» – от Всероссийского комитета ветеранов войны и военной службы его главный специалист Виктор Горленко поднял вопрос на заседании коллегии Минобразования.
Мы уже осветили некоторые грани школьного опыта воспитания юных патриотов («ВО» №14(118) с.г.). Теперь расскажем о других его аспектах.
На праздничных мероприятиях в 760-й школе в унисон звучат голоса фронтовиков и учащихся, вместе исполняющих школьный гимн. В нем есть такие строки:
Мы любим Родину свою,
И путь наш к знаниям неблизкий,
Вот почему стоят в строю
Богатыри земли Российской.
Упоминание о богатырях – не абстрактная метафора, а отражение одной из замечательных традиций 760-й школы. В ней в начале пути в страну знаний мальчики вступают в союз богатырей России и, принимая его присягу, торжественно клянутся быть честными, храбрыми, верными Родине. Посвящают ребят в богатырское братство фронтовики-победители, а затем вместе с педагогами заботливо и целеустремленно ведут ребят по одиннадцатилетнему пути взросления, обретения качеств патриота и гражданина. Ребята убедительно рассказывали мне, что они с фронтовиками – одна большая дружная семья. Поэтому в унисон не только звучат голоса хора ветеранов и школьников, но и бьются сердца солдат Великой Победы и их юных друзей.
Одно из множества тому подтверждений – школьный гимн, отражающий единство мыслей и чувств, отношения к своей стране ветеранов-победителей и юной поросли. Его сочинил и подарил юным друзьям председатель Союза фронтовиков Северо-Восточного округа столицы Владимир Черников. В биографии Владимира Петровича Великая Отечественная война оставила глубокий след. В начале войны 15-летним подростком пошел на завод. Сначала учеником, затем стал наравне с взрослыми выполнять полную норму. Когда исполнилось 17 лет, добровольцем ушел на фронт. Боевое крещение получил на Курской дуге. Из ожесточенных схваток с врагом особенно запомнилась одна.
Фашистские танки смяли передний край нашей обороны и, утюжа гусеницами окопы, заживо хоронили в них стоявшую насмерть пехоту. Огонь их пушек и пулеметов выкашивал расчеты наших орудий. Но артиллеристы продолжали бить по врагу. Один из «тигров» ринулся на них. Его пушка кровожадно выбрала новую жертву. Еще миг, и… Но поредевший расчет не дрогнул. Разящий выстрел превратил бронированное чудище в пылающую груду металлолома. Факелами горящих танков было усеяно все поле боя. Враг не прошел.
В минуты отдыха после жестоких боев Черников попросил солдатского фотографа: «Сними, браток, на память!» И взобрался на обезглавленного стального зверя, у которого взрывом снесло башню.
Это пожелтевшее фронтовое фото помогает сегодняшним мальчишкам мысленно шагнуть за горизонт времени в грозовые 40-е и зримо ощутить, что значит – быть богатырем земли Российской, сколь велика ответственность каждого россиянина за судьбу Отечества.
На Курской дуге Владимир Черников начал писать стихи. Они пришлись по душе боевым побратимам, публиковались в дивизионной газете. Однополчанин-баянист подобрал к одному из стихотворений музыку, и родилась ротная песня, которую с теплым чувством исполняли бойцы. Верность поэтической музе фронтовик сохранил до сих пор, дарит стихи и песни своим юным друзьям-школьникам. Недавно в рамках подготовки к 60-летию Победы был издан сборник новых стихов Владимира Черникова «Родники памяти» о россиянах, настоящем и будущем нашей Родины.
Войну он закончил, освобождая Прагу. Мужество Владимира Петровича в боях Великой Отечественной отмечено орденами Славы III степени и Великой Отечественной войны I степени, медалями. После Победы окончил военное училище и 36 лет отдал службе в Вооруженных Силах. В отставку вышел полковником и более 25 лет активно участвует в ветеранском движении и воспитании молодежи.
Центром деятельности возглавляемой Владимиром Петровичем ветеранской организации стала столичная общеобразовательная школа № 760. Что привело фронтовиков на нелегкую педагогическую ниву? Владимир Петрович с горечью замечал, насколько беспомощны, неподготовлены к жизни многие ребята. Сотрудничая с районным военкоматом, не раз видел, как во время очередного призыва сердобольные мамаши со слезами умоляют не посылать их сыновей в отдаленные гарнизоны, а стоящих рядом двухметровых детинушек-призывников бросает в дрожь от одной мысли, что придется оторваться от мамкиного подола. Где уж им защищать Отечество?! Душевную боль и тревогу за юношество вызывали неряшливые подростки с нелепыми, как у первобытных племен, кольцами в носах, озабоченные, похоже, одним вопросом: а кто пойдет за «Клинским», водкой, дозой наркоты?..
Фронтовики во главе с председателем их Союза понимали: если распадется связь времен, поколений, станет беззащитной страна, всерьез задумались: как помочь внукам стать настоящими патриотами нашей Отчизны? И направились в школу. Их встретили как дорогих, желанных гостей. Очень скоро стало ясно, что ветераны пришли не на праздничные посиделки, а работать, и взяли на себя очень важный пласт педагогических забот, стали полноправными членами школьного коллектива.
Владимир Петрович сформировал, как сейчас принято говорить, команду фронтовиков. В нее вошли капитан 1 ранга в отставке Глеб Кадомцев, Владимир Бубнов, бывшая летчик-истребитель Анастасия Титова и другие. Общаясь с ребятами, они подметили, что многие из них мало знают о Великой Отечественной войне, ее героях. Поэтому вместе с педагогами и учащимися-активистами решили создать школьный музей Великой Отечественной войны. На помощь энтузиастам пришли опытные специалисты музейного дела – сотрудник Центрального музея Вооруженных Сил Татьяна Боровикова, старший научный сотрудник Института общего среднего образования Акива Сейменский.
Перед открытием музея в 760-й школе, как эстафету доблести и славы победителей юному поколению, торжественно передали Боевое Знамя 24-й Евпаторийской Краснознаменной стрелковой дивизии, которое долгое время хранил ее знаменосец, участник Великой Отечественной войны старшина Александр Лобиков. Принял знамя избранный из учеников президент школы. Теперь за него в ответе нынешний ее президент Сергей Мухамедиев.
В школьном музее собрано много документов, фотографий, орденов и медалей, личных вещей фронтовиков. Их передавали и сами победители, и родственники умерших ветеранов. Видное место в музее заняла Книга памяти, в которую внесены имена участников войны, почетных членов Союза фронтовиков. Среди них – Герой Советского Союза генерал-лейтенант Петр Баданов, генерал-полковники Георгий Яшкин и Анатолий Клюев, другие солдаты Великой Победы. Чтобы подвиги фронтовиков стали ближе, понятнее, нагляднее для ребят, ветераны вместе с ними взялись за изучение судеб участников юбилейного парада Победы 1995 г. Исследовательский поиск начали с Центрального музея Вооруженных Сил и Центрального архива Минобороны России.
Нынче вместе с ветеранами музеем руководит преподаватель истории Валентина Шобина. Она рассказала, что музейные материалы систематически используют педагоги школы для проведения занятий по истории, москвоведению, обществоведению, литературе и другим предметам, на уроках мужества и патриотизма, а школьники – для подготовки докладов, рефератов, сообщений.
Валентина Евгеньевна подчеркнула, что многие ученики всерьез увлеклись музейным делом, дополняют материалы музея собранной ими информацией. К примеру, Ира Мильцева подготовила реферат о Российском Военно-Морском Флоте, Настя Бузулова – о партизанском движении, Георгий Кмирчан – о начале Великой Отечественной войны. Почти все учащиеся старших классов могут выступать в роли музейных экскурсоводов, проводят экскурсии для младших классов и гостей школы.
Фронтовики часто выступают в классах. Особенно ярко и эмоционально проходят встречи учащихся с Николаем Алещенко, Константином Костиным, Глебом Кадомцевым. Они делятся воспоминаниями о Великой Отечественной войне и обсуждают с ребятами различные проблемы, волнующие подростков, способны дать им мудрый житейский совет, помочь найти правильный выход из непростой ситуации.
Чтобы понять, что больше всего волнует школьников, ветераны проводят их анкетирование. Вопросы самые разные. Например: что для вас является самой важной ценностью в жизни – любовь к Родине, участие в общественной жизни, польза обществу, служение Отечеству, здоровье, хорошие отношения с родителями, верные друзья, выбор профессии?
Анализ данных анкетирования показывает, что подростки прежде всего ценят здоровье, хорошие отношения с родителями, стремление приносить пользу людям. Такие сведения помогают ветеранам находить верный тон и общий язык с ребятами.
Помимо патриотического воспитания в постоянном общении ветеранов и школьников, их единстве в большой школьной семье есть еще один важный аспект. В России, увы, велико число разводов. Многие дети растут в неполных семьях, не говоря уж о том, что рядом с ними нет заботливых бабушек и дедушек. А они так нужны ребятишкам! Общение ветеранов с детьми восполняет этот вакуум, служит формированию в юных душах нравственных начал. В числе многих форм неформального, задушевного общения – хор ветеранов и школьников, которым руководит учитель музыки Татьяна Толстун.
Владимира Черникова дети за глаза с теплыми чувствами зовут дедушкой. Порой учителя полушутя и всерьез говорят шалуну или лентяю: «Смотри, все расскажу дедушке!» И тот начинает исправляться. Ведь ой как не хочется краснеть перед тем, кто для ребят – бесспорный авторитет, образец достойного поведения, пример для подражания!
– Союз фронтовиков, – рассказывает Владимир Петрович, – отредактировал многие воспоминания ветеранов. Так появились книги «Памяти героев», «Думы солдатские», «Этого забыть нельзя». Часто в составлении и редактировании воспоминаний фронтовиков участвуют и ребята – Сергей Мухамедиев, Дмитрий Шугаев, Юлия Грачева и другие. Их содержание занесено в школьные компьютеры, доступно всем в школьном коллективе.
Ветераны активно участвуют в проведении мероприятий к праздникам и памятным датам истории Отечества. Особенно торжественно в школе празднуют День Победы – с выносом Боевого знамени, исполнением хором ветеранов и школьников школьного гимна, песен фронтовых лет и сочиненных Владимиром Черниковым, выступлениями артистов и школьной самодеятельности.
Юным друзьям Владимир Петрович подарил и песню о легендарном летчике Герое Советского Союза Алексее Маресьеве, чье имя носит 760-я школа. Ее слова пронизаны искренними чувствами:
Для меня Россия –
белые березы.
утренние росы.
Для меня, Россия,
ты всего дороже.
До чего на маму
ты мою похожа.
Эту и другие популярные в школьном коллективе песни знает каждый ученик 760-й школы. В них – мысли и чувства ветеранов и их юных друзей. Солдаты Великой Победы, невзирая на груз прожитых лет, тяготы и невзгоды, с избытком достающиеся ветеранам, вместе с педагогами целеустремленно ведут ребят по пути взросления, освоения вечных духовных истин, коими всегда жила Россия, благодаря которым в самых грозных испытаниях выживала и побеждала наша Отчизна.
Комментарии