Предмет «Материальные технологии» – единственный в школьной программе, который нацелен на практическую деятельность, интегрирует и реализует знания, полученные при изучении всех школьных естественно-научных и гуманитарных дисциплин.
Именно при освоении предметной области «Технология» учащиеся получают исходные представления и умения для анализа и творческого решения возникающих практических проблем, большинство из которых связано с преобразованием материалов, энергии и информации. Работа с информацией с использованием компьютерных технологий на сегодняшний день не только популярна, стала одной из основных задач в образовании. Поэтому я подумала: а можно ли соединить эти две технологии вместе и сделать уроки материальной технологии интересными и современными? Так возникла идея разработки дистанционного курса «Технология 5-7» как средства ИКТ-поддержки основной базовой программы по предмету «Технология, 5-7 класс».Почему дистанционно?В практической деятельности у меня возникли проблемы, связанные со спецификой предмета:- уроки материальной технологии проводят только раз в учебную неделю (дети могут забыть изучаемый материал или отсутствовать на уроке и на последующих уроках могут испытывать затруднения в применении ранее полученных знаний или вообще не понимать);- урок нацелен на выполнение практического задания, а времени на всестороннее раскрытие теоретических знаний в данной области не всегда достаточно;- без предварительной подготовки учащихся на уроке трудно достичь вариативности практических работ, то есть, как правило, практические работы однотипные;- чаще всего для урока материальной технологии требуется специальное оборудование (мастерские, кухня), что не всегда совместимо с применением компьютерного оборудования;- контроль полученных знаний, умений и навыков чаще всего проводится по практической работе или в виде устного опроса, а по некоторым блокам программы (темы, на изучение которых отводится 2-4 часа) как таковой контроль вообще не предусматривается, и материал порой очень быстро забывается и теряется.Дистанционное обучение – одна из форм обучения, взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами.Дистанционное обучение позволяет значительно расширить пространство урока, создать единую образовательную среду; поднять мотивацию и интерес к предмету; проводить обучение большого количества учащихся с учетом их индивидуальных особенностей характера, темперамента, интересов, состояния здоровья; повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек; расширить вариативность заданий и выбор практических работ; качественно, своевременно и быстро проводить мониторинг ЗУН, видеть свои результаты и иметь возможность повторения, изучения западающих тем; обучаться в более свободном режиме по времени, самостоятельно определять время для занятий на курсе; приобретать навыки и умения общей информационной культуры, умение свободно ориентироваться и работать в информационных пространствах.Для создания курса я использовала технологии Moodle (курс размещен в пространстве www.learning.9151394.ru). Это позволяет повысить мотивацию и интерес к предмету, качество образования. В курсе 11 тем: введение и основные блоки программы (кулинария, материаловедение, проектирование и изготовление швейных изделий, конструирование и моделирование, рукоделие).В каждой теме подобраны:- ресурсы (презентации, небольшие текстовые сообщения, ссылки на интересные страницы и сайты, мастер-классы, различные инструкции, мини-проекты учащихся по темам, лучшие творческие работы), одним словом, то, что служит для изучения и расширения кругозора ученика, самоподготовки, повторения, это ИКТ-поддержка очного курса; – элементы курса (вопросы «проверь свои знания», тесты, творческие задания), то, что необходимо для выполнения практических и самостоятельных работ, мониторинга знаний и умений.Апробация курса и проблемыПервоначально передо мной стояла задача не только заинтересовать учащихся работать в этом курсе, но и помочь им войти в образовательное пространство. Группу пятиклассников (как экспериментальную) я самостоятельно зарегистрировала и выдала каждому учащемуся логин и пароль для входа в систему. С шестиклассниками на уроке мы прошли в мобильный класс, я им помогла выполнить регистрацию, здесь оказалось, что не каждая шестиклассница (у меня три группы девочек общей численностью 43 ученицы) имела навыки работы с компьютером. Но все вместе мы успешно справились с этой проблемой.Следующий шаг – как сделать так, чтобы учащимся хотелось зайти в это пространство? Я использовала метод недосказанности. На уроке, изучая ту или иную тему, я открывала одну из интересных презентаций, размещенных в курсе, но не показывала ее до конца (и чаще всего у ребят возникало желание узнать, что там дальше) или создавала проблемную ситуацию. Например, при изучении с мальчиками свойств бумаги возник вопрос: «А можно самим сделать бумагу?» Произошло бурное обсуждение, они высказывали много мнений и версий, но однозначного ответа не было, и я им подсказала, что ответ можно найти в соответствующей теме курса. Открывая вечером статистику курса, я увидела, что все мои мальчишки-пятиклашки там. Вот такими несложными приемами мне удалось привлечь учащихся к выполнению творческих заданий.Интерес учащихся вызвало и прохождение тестирования в режиме онлайн. Каждый, войдя в систему на уроке и выполнив тест, сразу видел свой результат. Кто-то радовался своей пятерке и комментарию «молодец», кто-то расстраивался, получив «удовлетворительно», но каждый мог проанализировать свои ответы и увидеть ошибки. Более того, был второй шанс исправить результаты – выполнить тест через 4 часа еще раз, придя домой (так я настроила программу).Включаясь в работу курса, учащиеся осваивали навыки информационных технологий: умение войти в пространство, умение работать с текстом, с презентацией, работать со страничками других сайтов, дать ответ в виде текста, прикрепить документ, отправить фотографии. Постепенно дети стали похожи на рыбок, свободно плавающих в своем пространстве.Передо мной, как перед педагогом, стояла еще одна задача – привлечь внимание к курсу родителей, раскрыть перед ними возможности дистанционного обучения, убедить, что это не какие-то дополнительные нагрузки и задания для их детей, а возможность обучаться интересно и результативно. Для решения этой задачи я выступала на родительских собраниях, где раскрывала им свой курс, организовывала встречи и консультации по решению проблем, возникающих в учебном процессе, привлекала родителей к совместным творческим заданиям по курсу. Надо отметить, что результат не заставил себя ждать: возникла совместная деятельность родителей и детей в освоении пространства и выполнении творческих заданий, появились их общие интересы и общие увлечения.
Комментарии