search
main
0

Быть господином самому себе

Глубокие знания права и правоведения основываются на уяснении их роли в жизни общества и деятельности человека. Известно, что право, как регулятор общественных отношений, существовало не всегда. Более полутора миллионов лет назад, выделившись из мира животных, человек жил в условиях первобытного общества. Это был самый продолжительный по времени период существования человечества.

В тех суровых природных и климатических условиях индивид мог выжить только в коллективе, общине.

Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание, оно выполняло функции не только органа общественной власти, но и судебного органа, выносящего окончательный «приговор».

В первобытнообщинном строе отношения между людьми внутри племени, а также между родами и племенами основывались на нормах морали, обычаях, традициях, правилах, которые складывались в результате многолетнего опыта наиболее целесообразного поведения и передавались из поколения в поколение.

С расслоением общества на большие, однородные социальные группы по сферам их деятельности и места в общественном производстве возникает государство. Одновременно появляется и новое средство регулирования поведения людей – право в виде совокупности правил, исходящих от государства и выражающих интересы уже не всего общества, а прежде всего тех социальных слоев и групп, которые занимают господствующее положение в обществе. При этом воля таких групп приобретает общеобязательную силу, выступает в виде правовых норм, неисполнение которых влечет за собой применение мер предупреждения, осуществляемых специальными государственными органами.

Реальные демократические преобразования в государстве и праве начались со второй половины 80-х годов, в годы перестройки. Получают реализацию свобода слова и печати, свободные выборы на альтернативной основе, формирование демократических организаций. Более демократическим, учитывающим интересы человека, стало законодательство, появились новые судебные органы – конституционный и арбитражный суды, был взят курс на реализацию принципа «правового государства». Вместе с тем право в России все еще ориентировалось в основном на осуществление нужд государства, в нем мало уделялось внимания нравственным началам жизни людей, гуманизму, духовным принципам и ценностям. Право того периода совершенно недостаточно отражало самые существенные для человека категории: свободы, справедливости, юридического права и правовой защищенности личности.

Большая возможность формирования развитого, демократического государства в России появилась с принятием всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации. Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Далее, в статье 17 Конституции, РФ читаем: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Право представляет собой совокупность установленных государством общеобязательных норм (правил поведения), выражающих волю народа, регулирующих общественные отношения в его интересах и защищающих общечеловеческие и социальные ценности.

В условиях современной российской действительности право не выступает орудием классового давления. Меры государственного принуждения применяются лишь к тем членам нашего общества, которые совершают правонарушения. Праву присущи некоторые специфические признаки, отличающие его от других средств воздействия общества на поведение людей (моральных, этических и других неправовых социальных норм).

Во-первых, право имеет государственно-нормативный характер, то есть состоит из установленных государством и закрепленных в особых актах органов государственной власти (федеральных законах, постановлениях правительства) норм (правил поведения). Правила поведения, если они установлены негосударственными органами, не могут быть отнесены к праву.

Во-вторых, особенность права состоит в том, что его нормы носят характер общеобязательных, властных велений государства. Они устанавливают права и обязанности людей, подлежат строгому исполнению всеми. Нормы же общественных организаций не имеют правового характера и распространяются лишь на ограниченный круг лиц – членов этих организаций.

В-третьих, спецификой права является то, что его нормы охраняются от нарушений не только силой общественного воздействия, но и в случае необходимости мерами государственного принуждения. Эти меры вправе осуществлять государственный аппарат – суд, прокуратура, милиция, органы власти и управления.

В-четвертых, особенность права состоит в том, что оно служит государственным регулятором общественных отношений, средством охраны со стороны государства законных интересов и прав граждан, установленного в обществе порядка. Государство, выражая общественные интересы, при помощи права определяет, какое поведение является необходимым, желательным или допустимым, а какое – вредным для общества.

Положение человека в обществе и государстве, обеспечение свободы человеческой личности – один из коренных вопросов общественного развития. История человечества – это история взаимоотношений человека с обществом и государством, история становления и развития идеи свободы, ее воплощение в реальной действительности, в том числе с помощью права и закона.

На протяжении всей своей жизни человек, сам того не осознавая, «приговорен» к свободе: он должен каждый свой поступок, все свои действия (или бездействие) совершать в системе координат, которые определяются требованиями свободы и ответственности, прав и обязанностей человека и гражданина. Человек или борется за свободу, стремится к ней, как к цели своей жизни; или пользуется свободой, наслаждается ее неповторимыми и ничем не заменимыми ценностными качествами, необходимыми для самого существования человеческой личности как биосоциального существа; или теряет свободу, оказывается в плену социальных или природных сил, которые лишают его возможности проявить себя как самостоятельную, независимую человеческую личность; или человек отказывается от свободы, противопоставляет себя обществу и природе, делает сознательный выбор между свободой и несвободой в пользу последней.

Это свидетельствует, что свобода – чрезвычайно сложное, многогранное явление. Как основа социального (фактического) и правового положения человека в обществе и государстве свобода личности может проявиться по крайней мере в трех качествах, в трех формах своего бытия.

Во-первых, свобода как внутренняя характеристика личности, ее природное свойство, имманентно (органически) присущее человеческой личности, отличающее ее от других живых существ. Это свобода воли как интегральная основа всех других личностных характеристик (разумность, осознание своей собственной индивидуальности, ответственности). В юридическом плане с наличием свободы воли законодатель связывает, как это будет показано в дальнейшем, специальные (юридические) качества человека как субъекта права – его правоспособность и дееспособность. Не углубляясь в этот вопрос, отметим, что именно данный уровень свободы личности (как свобода воли) является исходным началом для последующего формирования в демократическом обществе всей системы права как «царства реализованной свободы» (Гегель).

Во-вторых, свобода личности проявляется как само по себе состояние, положение человека в обществе. На этом уровне в категории свободы отражается достигнутый уровень не просто самопознания личности, но познания законов внешней природы и человеческого общества в целом. В социальном плане он характеризуется как освобождение личности от воздействия чуждых ей сил, ограничений и насилия (в форме экономической эксплуатации, политического принуждения, национального угнетения и т.д.), а на правовом (юридическом) уровне связан с провозглашением «свободы от…» – от неравноправия и различных форм дискриминации (равенство всех перед законом, правовые гарантии состояния личной безопасности, неприкосновенности и т.п.). Важность данной стороны свободы проявляется, таким образом, в запрещении предпринимать по отношению к личности те действия и решения, которые противоречат ее человеческому достоинству, ее свободе.

Третий уровень свободы личности как основы взаимоотношений человека с обществом и государством отражает свободу как деятельную характеристику личности. Человек выступает в этом случае не только как самостоятельная, независимая личность, которая способна «быть господином самому себе» (И.Кант), но как деятельный субъект. Свобода личности предполагает здесь уже широкие возможности для выбора различных вариантов активного поведения, для преобразующей деятельности личности. На правовом уровне это получает закрепление в юридической формуле «свобода на…», что раскрывается через конкретные юридические права и свободы (право на труд, на жилище, на свободу слова, на участие в управлении делами государства и т.д.).

Сочетание соответствующих уровней проявления свободы личности и их последующее правовое закрепление позволяет отразить, с одной стороны, автономию личности, ее самостоятельное значение как высшей ценности и, с другой – возвести свободу человеческой личности (во всем многообразии этого явления) в основу всех сфер жизнедеятельности общества; свобода должна стать главным принципом организации экономики, социального развития, политической жизни, всей системы общественных отношений. Важно при этом учитывать, что свобода личности предоставляет широкие возможности для творческой деятельности человека, и то не везде. Только в обществе, которое характеризуется развитыми, очеловеченными формами цивилизованного рынка и политической демократии, становится возможным реальное и всеобщее участие людей в управлении общественными процессами в соответствии с требованиями объективных законов. А это и есть «царство свободы», когда не материальное или должностное положение, не социально-классовая, партийная или национально-этническая принадлежность человека, а его собственные качества как свободной личности являются основой положения индивида в обществе и государстве. При этом сама свободная личность является в этом случае высшей целью и конечным результатом исторического прогресса человеческого общества.

Так что же такое права человека? Это то, что присуще ему от рождения, является естественным для человека: право на жизнь, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, на управление страной, на свободу мысли, на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду, на образование и т.д.

Все эти и многие другие права закреплены во Всеобщей декларации прав человека. Она была принята Организацией Объединенных Наций в 1948 году.

Но Декларация – это не закон, а документ, объявление, провозглашение, который содержит самые общие нормы и правила. Эти нормы как бы рекомендуются. Люди в разных странах знакомятся с Декларацией, и у них не может не возникнуть желание получить все провозглашенные в ней права. Люди стремятся получить все права, но власти в разных государствах по-разному относятся в Декларации. Одни тут же присоединяются к ней, а другие нарушают самые элементарные права человека, потому что их соблюдение властям невыгодно.

Долгие годы в России отсутствовали законы, обеспечивающие человеку его права. В декабре 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. Это самый главный, основной закон страны. Во второй статье Конституции говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Следует отметить, что такая конкретная, адресованная личности, цель деятельности государства впервые зафиксирована в тексте Конституции Российской Федерации.

А далее в Конституции РФ представлена целая глава «Права и свободы человека и гражданина».

Так что дают человеку его права, если он ими на самом деле обладает? Дают возможность ни от кого не зависеть, кроме закона. И не любого закона, который может принять, например, жестокий диктатор. Закона, который одобряется и принимается самим народом сознательно, то есть с желанием подчинить себя этому закону. Права нужны человеку для достижения им полной свободы, без которой невозможно достижение личного счастья. Пользуясь своими правами, человек может получить все, что делает его жизнь счастливее.

Права человека – мощное оружие против несправедливой власти. Представители такой власти всегда обладают привилегиями, т.е. преимуществами перед другими гражданами, им нужно защищать свои привилегии. Следовательно, они будут стремиться держать народ в ежовых рукавицах. Иначе он организует настоящие выборы и проголосует против такой власти. И ей придется уйти. Или народ просто взбунтуется и отберет власть. А права человека лишают обладателей власти их привилегий. Например, свобода слова, собраний, право на организацию партий, на участие в свободных выборах и т.д. могут привести к созданию такой партии, которая отберет власть у тех, кто ею злоупотребляет в своих интересах.

«Всякого рода привилегии – это могила для свободы и справедливости». (И.Зейме).

Именно такой и была власть в нашей стране. Поэтому она вела жестокую войну с теми, кто боролся за права человека. Таких людей стали называть правозащитниками, или диссидентами.

Наше государство дает своим гражданам большие права. У нас трудящиеся имеют самое большое, самое замечательное право – право управлять делами своего государства.

Если мы говорим о праве россиян на труд, это означает, что в России каждый взрослый человек действительно обеспечен работой и может применить свои силы и знания с пользой для общества.

Если мы говорим о праве россиян на отдых, это означает, что каждый труженик пользуется ежегодным оплачиваемым отпуском и еженедельными выходными днями. Страна позаботилась о том, чтобы в распоряжении трудящихся становилось все больше домов отдыха, санаториев, клубов, водных станций и бассейнов, стадионов – всего, что делает отдых здоровым, культурным и полезным.

Если мы говорим о праве российских граждан на образование, это означает, что у нас созданы все условия, чтобы каждый мог получить среднее образование.

Россияне гордятся своими правами. Но на них возложены и серьезные обязанности перед своим народом и государством – обязанности граждан России.

В упорном труде граждане создают богатства страны и обязаны исполнять законы, укреплять дисциплину труда, с большой ответственностью относиться к порученному делу. Труд не только право, но и обязанность каждого человека.

Права и обязанности в сознании российских граждан неразделимы. Скажем, обязанность защищать Родину и беречь ее от всех врагов. Для людей, любящих свою Отчизну, эта обязанность становится гордым их правом.

Но права и обязанности есть не только у взрослых. Все ребята нашей большой многонациональной Родины, которым исполнилось семь лет, каждый год приходят в школу. И никому из нас не скажут: «Для тебя места нет». Получив право учиться, это и обязанность. И понятно: ведь человек, овладевший знаниями, принесет больше пользы стране.

Есть страны на Земле, где школ для всех не хватает. Есть страны, где у родителей не хватает денег, чтобы заплатить за обучение своих детей.

У нас есть право поехать летом отдыхать в оздоровительный детский лагерь, записаться в спортивную школу, получить бесплатную помощь врача. У нас есть возможность пользоваться всем, что создано для ребят нашей Родины.

Хорошо жить в такой стране, как наша, чувствуя, что о тебе заботятся. И мы понимаем, что у нас есть обязанности перед своей страной: готовиться к защите Родины, уважать ее справедливые законы. С детства мы должны следовать обычаям русского народа: помогать друг другу, уважать старших, заботиться о младших, приходить на помощь тем, кому наша помощь нужна, беречь народное добро.

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир». (А.Сент-Экзюпери).

«Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья». (А.П.Чехов).

Анастасия СТОЛБОВСКАЯ, ученица 9-го класса, Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте