«Вот вы говорите: этот недозрел, тот недопонял. Как будто в истории действовала шайка двоечников и неудачников», – говорил учитель истории Мельников в фильме «Доживем до понедельника», призывая своих учеников думать, а не слепо верить готовому мнению учебников. Учитель истории и обществознания средней школы №1 Меленковского района Владимирской области Александр Сергеевич БЕЛЯНКИН тоже старается научить ребят чувствовать живой пульс истории.
Так, на его уроке-дискуссии по теме «Отечественная война 1812 года» самые креативные десятиклассники пытаются ответить на вопросы вроде «Что стало бы с Россией в случае полного разгрома русской армии?».
Первые годы работы в школе я вспоминаю как огромное испытание духовных и физических сил, когда абсолютно по-гамлетовски я решал для себя вопрос: быть или не быть?
«Быть» – это раствориться в шумном мире школы, где все органично взаимосвязано: требовательные звонки на урок (не расслабишься, не заболтаешься на перемене); неожиданные «окна» в расписании (заболел коллега, и завуч, координатор жизни школы, строго скажет, чтобы ты шел на урок вместо отсутствующего учителя); подготовка ко всевозможным праздникам, конкурсам.
Душа, сформировавшаяся в ясной простоте казарменного социализма, но возлюбившая уже идею свободы, реально ворвавшуюся в наше общество, стремится ко второму берегу гамлетовского определения жизни – «не быть» в школе. «Не быть» – потому что на этом берегу друзья, успешно вписавшиеся в рыночную экономику, сочувствующие, жалеющие, искренне не понимающие, что меня удерживает в школе.
Что же удерживает? Не поддается определению это чувство, которое влечет меня в школу и наполняет жизнь смыслом. Трудно передать словами, что ты чувствуешь, когда шестиклассницы подходят за советом, как лучше сшить костюмы «снежинок»; когда после кровавой «дуэли» за школой именно тебя «выбирают» и присяжным, и адвокатом, и прокурором самые «крутые» восьмиклассники. Наверное, это востребованность, совпадение моих способностей, моих идеалов с некоторыми современными социальными запросами общества.
Помощь в развитии творческой личности – приоритет в моей системе работы. Показать мир в его целостности, гармонии и красоте можно, конечно, и традиционно: яркая лекция с использованием богатого исторического материала – безотказная методика, обеспечивающая заинтересованную тишину на уроке. Но ничто, на мой взгляд, не активизирует сознание ребенка, не заставляет его работать, как проведение уроков в зоне ближайшего развития учащегося и максимальная адаптация содержания к индивидуальному стилю деятельности обучаемого. Быть не впереди, иногда и не рядом, а сзади учащегося – это увлекательный метод работы.
В нашем музее есть сведения, что в начале XIX века проезжал по нашему городу Меленки поэт В.А.Жуковский и в карете с ним – будущий наследник престола Александр II. «Жуковский помогал будущему властелину полнее и отчетливее сформулировать общие монархические воззрения», – утверждает историк и философ Б.Тарасов. Исторический факт, поиск аргументов для его подтверждения – дело немаловажное, но для меня гораздо значительнее другое: каждый мой ученик в классе ежедневно занят исследовательской работой в своей научной группе, а это самостоятельные походы в местный музей и читальный зал, это чтение и обсуждение огромного количества литературы – трудов Карамзина Н.М. и Костомарова Н.И., книги митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна «Русская симфония», биографии Питерима Сорокина, знаменитой статьи Солженицына «Как нам обустроить Россию».
Естественно, эта работа проводится не для того, чтобы уточнить факт пребывания в нашем городе известных монарших особ, а для того, чтобы приобщить учащихся к размышлениям о судьбах Отечества, и тема для этого размышления формулируется в процесе проектирования: «Русский вопрос. Тайна русской судьбы». Все в классе – исследователи, все – личности, выдвигающие свои проекты спасения державы. Забыты Децл, забыты залы игровых автоматов, забыты аккорды «Владимирского централа», которые разучиваются на переменах юношами.
Помогать ученику постигать и проживать жизнь, подниматься вместе с ним на новые ступени нравственного и интеллектуального развития, болеть за его судьбу – в этом я вижу свою задачу, на этом строится моя педагогическая философия.
Комментарии