Однажды у московского режиссера и сценариста Татьяны Мирошник, создателя ютьюб-канала детского аудиовизуального творчества, руководителя детской студии «КиноНива», возникла интересная идея. Еще в 2020 году после окончания одного из российских фестивалей кино для детей Татьяна опубликовала отзывы детского жюри, и обнаружилось, что…
– Некоторые авторы попросили меня удалить эти мнения! – вспоминает Татьяна. – Доводы были такие: фильмы на фестиваль они «давали не затем, чтобы дети о них высказывались». И тогда я подумала: «Это несправедливо!» Ведь фильмы-то создаются о детях и для детей. И именно их мнение должно быть самым важным. Ребятам необходима свободная трибуна, где они могли бы его высказать!
Проект под названием «Кинорецензии от юных зрителей» стартовал 1 января 2021 года. В его рамках каждую неделю ребята смотрят очередной фильм, разбирают его вместе с Татьяной Мирошник, а затем самостоятельно пишут рецензии. За это время уже 100 фильмов для детской и семейной аудитории получили 1260 рецензий от 110 юных зрителей.
Абсолютные лидеры – фильмы, получившие максимальную оценку от всех юных зрителей. Среди «отличников», например, лента «Вам и не снилось», покоряющая сердца романтиков с 1980 года, фильм «Частное пионерское», созданный в 2013‑м, киносказка «Там, на неведомых дорожках…» далекого 1982 года, в котором никто и не подозревал, что это волшебство можно определить словом «фэнтези». Лидерами стали как любимые многими поколениями российских зрителей киноистории 1970-1980‑х «Усатый нянь», «Приключения Буратино», «Уроки французского», «Старик Хоттабыч», так и менее известный широкой публике фильм 1967 года «Зимнее утро», действие которого происходит в блокадном Ленинграде. О том, что современные дети готовы воспринимать серьезные темы, говорит и лидерство в рейтинге юных кинокритиков трех кинолент 2019 года, посвященных событиям Великой Отечественной войны: «Солдатик», «Сестренка» и «Весури».
Один из участников, Владислав Бахтин, отметил, что на написание одной рецензии у него уходит примерно 5-6 часов, иногда Владислав посвящает этому занятию субботу и воскресенье. Другая участница, Виктория Федореева, очень хотела попасть на проект, но в 2021 году девочке было 10 лет, а принимали детей с одиннадцатилетнего возраста. Вика приписала себе год и с тех пор не пропустила ни одного фильма, предложенного для обзора. На личной страничке проекта у Виктории рецензии на сто фильмов!
– Благодаря проекту у многих ребят меняются интересы, – считает Вика Федореева. – Мне повезло, и я правда убедилась, что кино – это мое. За этот год купила множество книг, посмотрела кучу фильмов, узнала многое о кинематографе и развиваюсь дальше. Подписалась на разные журналы. Теперь даже думаю, что если не стану актрисой, то попробую себя как кинокритик или журналист кино. Теперь это стало моим большим увлечением, я рассказываю новости в классе, делаю стенды о кино в библиотеке и многое еще хочу, но пока нет времени.
Проектом «Кинорецензии от юных зрителей» заинтересовались также родители и педагоги, ведь он развивает мышление, кругозор, речь. Возможно, кинорецензия – один из способов научить ребенка устному и письменному высказыванию в рамках уроков русского языка и литературы, ведь существует большое число фильмов, снятых по классическим произведениям.
По словам Татьяны Мирошник, несмотря на искреннюю любовь к фильмам, некоторые дети впервые смотрят на происходящее на экране вдумчиво. В разговоре с такими ребятами выясняется, что они не понимают большинство фильмов, потому что над ними нужно размышлять. Раньше такие дети смотрели преимущественно развлекательные истории, ситкомы и простенькие сериалы. А на проекте они впервые задумываются о волшебной силе кинематографа. Порой детям сложно формулировать свое развернутое мнение. Они привыкли оценивать фильмы словами «класс», «отстой», «ниче». А здесь им предлагается не только внимательно смотреть фильм, но и приводить аргументы в защиту своей позиции. И тогда на сайте проекта появляются вот такие отзывы: «Этот проект был полезен для меня, здесь я узнала, что можно из одного фильма вынести много смыслов, отсылок и вообще разных идей». Или: «За время проекта я научилась анализировать кино. Вы показали, что в России много хороших кинокартин для детей, просто они не очень популярны. Мне кажется, такие проекты помогают не просто смотреть кино, а искать в нем что-то большее. Мне даже кажется, что этот проект что-то во мне поменял».
– В каждой группе находится один настоящий киноман, – делится впечатлениями Татьяна Мирошник. – Тот, который смотрел Тарковского, Феллини и Дэвида Линча. Кто готов обсуждать и оценивать не только фильмы, но и режиссерский и операторский почерк. Однако существует поразительный факт: именно эти ребята, как правило, ничего не знают про детское кино. Они такие юные «старички», которым сложно понять «наивность» фильмов для детей. И это немного настораживает.
Проект, видимо, готовит еще много сюрпризов и выводов. Он продолжается и в 2023 году. В нем могут участвовать дети и подростки, которым интересно смотреть, обсуждать и оценивать кино. Вступить в их ряды просто: надо заполнить анкету, ссылка на которую находится внизу первой страницы сайта detfilm.ru. Участие в проекте бесплатное. А его главный девиз: «Детское кино должно быть у каждого ребенка!».
Комментарии