search
main
0

Буллинг в школе: угроза психологическому здоровью детей

Проблема буллинга, или травли сверстников, в последние десятилетия приобретает все большую остроту в контексте современного образования. Особенную актуальность она приобретает в начальной школе, где закладываются основы социализации и формируется психологическое здоровье ребенка. Несмотря на то, что феномен буллинга изучается уже не одно десятилетие, он остается одной из наиболее острых проблем современной педагогики и психологии.

Фото: freepik

Систематическое и преднамеренное причинение физического, психологического или социального вреда другому лицу, особенно в условиях дисбаланса сил, оказывает глубокое негативное влияние на психическое и физическое здоровье жертвы, а также на социально-психологический климат в коллективе. Последствия буллинга могут проявляться как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, оказывая существенное влияние на качество жизни пострадавших детей.

Буллинг определяется как систематическое и преднамеренное использование силы или власти для причинения физического, психологического или социального вреда другому лицу. Ключевыми характеристиками буллинга являются дисбаланс сил между агрессором и жертвой, повторяемость агрессивных действий и намерение причинить вред. Современные исследования выделяют различные формы буллинга: физический, вербальный, социальный и кибербуллинг. Каждая из этих форм имеет свои особенности и оказывает различное воздействие на жертву.

Причины возникновения буллинга многообразны и взаимосвязаны. К индивидуальным факторам риска относятся особенности личности агрессора (низкая самооценка, импульсивность, дефицит эмпатии, склонность к доминированию) и жертвы (высокая тревожность, низкая самооценка, социальная изоляция). Социальные факторы включают в себя семейные отношения (наличие насилия, модели агрессивного поведения), влияние сверстников, климат в школе и более широкие социально-культурные контексты (культивирование насилия в СМИ, видеоиграх).

Буллинг представляет собой динамический процесс, включающий в себя несколько этапов: инициацию, эскалацию и поддержание агрессивного поведения. Жертвы буллинга испытывают широкий спектр негативных эмоций (страх, гнев, стыд), что может привести к развитию посттравматического стрессового расстройства, депрессии, тревожных расстройств и соматических заболеваний. Долгосрочные последствия буллинга могут включать снижение академической успеваемости, трудности в построении социальных отношений, а также повышенный риск развития психических заболеваний во взрослом возрасте.

Эффективная профилактика буллинга требует комплексного подхода, включающего в себя работу на различных уровнях:

  1. Индивидуальный уровень: развитие у детей социально-эмоциональных компетенций (эмпатии, ассертивности, навыков решения конфликтов), повышение самооценки и уверенности в себе.
  2. Межличностный уровень: создание атмосферы толерантности и уважения в школьном коллективе, формирование позитивных взаимоотношений между сверстниками.
  3. Школьный уровень: разработка и реализация комплексных антибуллинговых программ, обучение педагогов навыкам распознавания и предотвращения буллинга, создание безопасной и дружелюбной школьной среды.
  4. Социальный уровень: вовлечение родителей, представителей сообщества, СМИ в процесс профилактики буллинга, формирование общественного мнения, нетерпимого к насилию.

Проблема буллинга в школе является актуальной и требует комплексного подхода. Несмотря на достигнутые результаты в исследовании этой проблемы, остается ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения. Одновременно с этим полученные данные позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций для педагогов, психологов, родителей и представителей сообщества. Разработка и реализация эффективных программ профилактики буллинга, направленных на развитие социально-эмоциональных компетенций детей, создание безопасной и дружелюбной школьной среды, а также повышение осведомленности общества о проблеме буллинга, являются важнейшими задачами для обеспечения психологического благополучия детей и подростков.

Елена Александровна Блинова, учитель начальных классов, ГБОУ города Москвы «Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г. А. Вартаняна»

Оценить:
Комментарии

Читайте также
Реклама на сайте