При первых звуках этого сочинения в зале обычно возникает несколько удивленный гул, это значит, что у классической музыки появился новый поклонник, узнавший, что первый номер кантаты Carmina Burana (O, Fortuna), оказывается, написал Карл Орф и что эта музыка звучит не только в ремиксах, на спортивных соревнованиях или в рекламных роликах. Кантату Орфа представил в Большом зале Московской консерватории Московский государственный академический камерный хор (хор Минина). Это случилось в рамках фестиваля «Хор без границ», который коллектив посвящает предстоящему 95‑летию своего основателя – легендарного музыканта наших дней народного артиста СССР Владимира Минина.
Кантату Carmina Burana (полное название – «Песни Бойерна: Мирские песнопения для исполнения певцами и хорами совместно с инструментами и магическими изображениями») Карл Орф написал в 1937 году на собственное либретто по мотивам средневековых стихотворений на латинском и средневерхненемецком языках. Поэтический сборник из примерно 250 стихотворений был найден в 1803 году в бенедиктинском монастыре Бойерн в предгорьях Баварских Альп. Орф использовал 24 из них. На первой странице красовалось колесо Фортуны с фигурой богини судьбы в центре. По разные стороны этого колеса расположены надписи: «Regnabo, Regno, Regnavi, Sum sine regno» («Я воцарюсь, Я царю, Я царил, Я ныне без царства»). Поэтическая идея определила форму сочинения: в кантате 25 номеров, последний из которых – повторение первого. Дух Средневековья воссоздан во всей его полноте, красоте, дикой энергии, бьющих контрастах современными средствами выразительности (звук, ритм, тембр). Сочинение Орфа полно ярких театральных контрастов, и далеко не случайно в дальнейшем Carmina Burana стала первой частью единого спектакля «Триумфы. Театральный триптих» (театр «Ла Скала», 1953), в него также вошли кантаты Catulli Carmina («Песни Катулла») и «Триумф Афродиты».
Carmina Burana – удивительный пример музыки XX века, «равно докладной» (говоря словами Михаила Ивановича Глинки) знатокам и любителям. В противовес многим композиторам, изгнавшим из академической музыки человека, его чувства, эмоции, увлекавшимся техническими экспериментами, понятными лишь узкому кругу специалистов, Орф всегда писал музыку для людей. Более того, он понимал: самый верный способ воспитать нового слушателя – вовлечь его в музыкальную деятельность. В последующие годы Орф придумал целую систему музыкального воспитания для детей, она начиналась с дошкольного возраста. Суть системы в том, что пение, импровизация, движение и игра на подручных музыкальных инструментах доступны ребенку любой музыкальной подготовки! Этот симбиоз композитор назвал элементарным музицированием.
Для исполнения кантаты хор Минина привлек впечатляющие исполнительские силы: Государственный Кремлевский оркестр (в последнее время он стремительно ворвался в отечественную оркестровую элиту), Государственную капеллу Москвы имени Вадима Судакова, детский хор «Весна» имени А.С.Пономарева и трех замечательных солистов, у каждого из которых своя история любви с сочинением Орфа. Самый «нагруженный» из них (по числу номеров и интегральной сложности партии) – Василий Ладюк. Прославленный баритон Пермского, Большого и других театров первой величины, один из самых разносторонних певцов наших дней. Ладюк с удовольствием исполняет сольную партию в кантате уже более десятилетия (история началась в период, когда Василий блистал на сцене московского театра «Новая опера имени Е.В.Колобова»). И на этот раз партия была спета с невероятным блеском. Мария Буйносова – признанный мастер бельканто, ее основной «хлеб» – итальянская опера XIX века, но партия сопрано в сочинении Орфа будто создана для ее чистого, полетного, хрустального голоса. Первые настоящие шаги в профессии солистка «Новой оперы» делала в хоре Минина, и потому ее участие в фестивале несет особый подтекст. Из всей партии (из четырех номеров) ваш рецензент выберет самый непродолжительный эпизод – Dulcissime («Нежнейший мой…»): великолепное соло импровизационного характера, одна строчка нотного текста, всего два аккорда оркестра – и бездна красоты и тонкости. Самая короткая и при этом «засадная» партия в кантате у тенора – это всего лишь один эпизод «Olim lacus colueram» («Когда-то жил я в озере…»). Этот номер – великолепный образец гротеска в музыке – неофициально именуют «Песней жареного лебедя». Композитор загоняет певца в предельно высокий регистр, и справиться с его требованиями не так-то просто. Дмитрию Боброву это вполне удалось, и неудивительно: солист Большого театра славится подобными подвигами.
Свойственные сочинению Орфа буйство красок, пиршество ритма (в оркестре усилена ударная группа) иногда провоцируют дирижера и оркестр «погреметь». Художественный руководитель Государственного Кремлевского оркестра Константин Чудовский – дирижер отменного вкуса и железной воли, его интерпретация кантаты одновременно предоставляет артистам импровизационную свободу и при этом точно увязывает детали в единое целое, согласует важнейшие драматургические и динамические точки.
Михаил СЕГЕЛЬМАН, Алла ЧЕТВЕРИКОВА (фото)
Комментарии