Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Будь активным! Вооружитесь этим лозунгом, и станете больше получать

Учительская газета, №49 от 4 декабря 2007. Читать номер
Автор:

Во многих регионах России вводятся новые системы оплаты труда педагогов. Что несут с собой эти реформы: желанную прибавку к жалованью или… Как обстоят дела с новой системой в Самарской области? Второй год здесь идет ее обсуждение и апробация. Дискуссии разворачиваются как по поводу основных позиций методики начисления заработной платы, так и в отношении замены Единой тарифной сетки новым, принципиально отличающимся подходом к оценке труда педагогов. Тема актуальна и в то же время болезненна для той части педагогической общественности, которая не получила ощутимых изменений в материальном положении. Но есть еще другая, большая часть, которая считает: новая система – это способ избавиться от существовавшей несправедливой уравниловки, способ поддержки талантливых учителей, дающих хорошие результаты, а также молодых, еще не имеющих стажа работы, но уже изначально ставших педагогами от Бога и мечтающих посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей.

НСОТ дает возможность стимулирования педагогов. В методике расчета зарплаты появилось понятие «стимулирующие выплаты», четко определено соотношение базовой и стимулирующей частей – 70 и 30 процентов соответственно.

Связь заработной платы с качеством и результативностью труда в объеме базовой части фонда оплаты труда установлена введением повышающих коэффициентов за квалификацию.

Приобретенный опыт можно подтвердить квалификационной категорией, которая сегодня имеет номинальную ценность для бюджета педагога, и в то же время не всякий опыт, измеряемый количеством лет, отданных школе, работает на хорошие показатели учеников.

Если учитель стремится к повышению квалификации, пытается найти новые подходы и решения, успешен в достижении результатов обучения, занимает активную позицию, он получает теперь больше, чем его менее активный и менее результативный коллега.

Другим важным показателем для расчета заработной платы стал повышающий коэффициент по группам сложности предмета, который может компенсировать учителям долгие часы проверок тетрадей, составления тестов, контрольных.

Общественный совет, созданный при Министерстве образования и науки Самарской области, который проводит экспертизу новой системы оплаты труда, отмечает положительный эффект применения методики расчета зарплаты и в части введения коэффициента за качество обучения, воспитания и создания условий для сохранения здоровья учащихся. В денежном выражении этот показатель может быть весьма существенным. Основная роль при определении коэффициента принадлежит органам самоуправления учебных заведений и профсоюзу. Теперь не чиновники, не единолично директор школы принимают решение, кому, за что и сколько доплачивать, а коллеги по работе. Такую оценку можно считать объективной. Если это не произошло в какой-нибудь отдельно взятой школе, следовательно, ее коллектив не воспользовался своими законными правами в определении доплат и премий.

Одним из определяющих показателей в формуле расчета заработной платы является численность учащихся, ведь работать в классе с большей наполняемостью сложнее.

Новая методика расчета заработной платы педагогических работников учитывает затраты ресурсов учителя на каждого ученика, а не за отработанный час.

Можно много и долго спорить о преимуществах и недостатках новой системы оплаты труда, которая не является незыблемой, а будет и дальше совершенствоваться. Но если уже сегодня она помогла по достоинству оценить или хотя бы приблизиться к адекватной оценке труда учителя, значит, реформа идет по правильному пути.

Самара

Мнение

Светлана ГРИГОРЬЕВА, директор школы №10 города Отрадный: За малые деньги хорошего учителя не наймешь

Важнейшим механизмом повышения мотивации педагога становится переход на новую систему оплаты труда, когда величину заработной платы определяет результат, успешность учеников. Хороший учитель должен получать много, нормальный учитель должен получать нормально, плохих учителей в школе быть не должно.

Новый принцип расчета заработной платы – это логическое продолжение нормативно-подушевого финансирования. То есть если до НСОТ средства на каждого ученика поступали на расчетный счет школы и распределялись внутри учреждения согласно Единой тарифной сетке и локальным актам, то теперь деньги следуют за учеником до конкретного учителя. При этом при расчете зарплаты педагога учитываются прежде всего его квалификация и качество работы. Отраслевая система оплаты труда – это инструмент, который позволяет дифференцировать учительскую зарплату в зависимости от затрачиваемых педагогом усилий, использования новых методов и технологий. Эта система помогает решать и кадровые вопросы, так как теперь оплата труда учителя во многом зависит от его способностей.

В итоге замечу, что после внедрения новой системы зарплата педагогов нашей школы увеличилась на 47 процентов.

Любовь НАУМОВА, директор Тимашевской школы «Образовательный центр»: НСОТ – знак особого внимания

Основная часть педработников оценивает эксперимент положительно. Учителя считают, что введение новых механизмов оплаты труда, акцент на необходимость установления стимулирующих выплат – это знак особого внимания и понимания чаяний педагогов со стороны власти. Кстати, в Тимашевском образовательном центре для определения стимулирующих критериев разработана рейтинговая система оценки качества обучения и воспитания учащихся для педагогов-предметников и классных руководителей.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту