Цели: – закрепить знания признаков млекопитающих, птиц и насекомых; – познакомить с характерными признаками жуков, их разнообразием и значением в природе; – расширить знания о бабочках; – учить наблюдать и устанавливать взаимосвязи в природе; – учить выделять главное в наблюдаемом явлении; – учить работать с научно-популярным текстом, выделять в нем главное; – воспитывать интерес и бережное отношение к окружающему миру (в частности, к насекомым).
Оборудование:
– Учебник «Окружающий мир. 1-й класс», автор О.Т. Поглазова;
– изображения оленя, носорога, жука-оленя, жука-носорога, птиц, насекомых, млекопитающих (среди которых должны быть гусеница и паук), распечатка названий групп этих животных;
– карточки для самостоятельной работы;
– физическая карта мира;
– цветные карандаши;
– коллекции насекомых;
– цветные отрезки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка изученного материала
Учитель. Прочитайте названия групп животных, написанные на доске.
На доске:
ПТИЦЫ
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
НАСЕКОМЫЕ
Учитель: Назовите их отличительные признаки.
Дети: У птиц тело покрыто перьями, есть клюв и крылья. Тело млекопитающих покрыто шерстью, у них четыре лапы, а детенышей млекопитающие кормят молоком. У насекомых шесть лапок, три части тела, есть чувствительные усики.
Учитель: Прикрепите карточки с изображениями животных под названиями групп.
Ученики выполняют задание.
Знания признаков различных групп животных, строения насекомых вы используете при выполнении проверочной работы.
Учитель раздает карточки для проверочной работы.
Учитель: Возьмите листочки. Приготовьте синюю ручку, желтый, синий и красный карандаши. Кто уже догадался, сколько вопросов будет в проверочной работе? Я буду читать утверждения о животных, а вы должны их внимательно послушать. Если согласны, поставьте под номером знак «+», а если не согласны – «-».
1. Слон – это млекопитающее. (+)
2. Кошка относится к млекопитающим, потому что любит молоко. (-)
3. Петух – это птица, потому что он умеет петь. (-)
4. Тело млекопитающих покрыто перьями. (-)
5. У насекомых 6 ног. (+)
6. Все насекомые умеют летать. (-)
7. Признаки птицы – клюв и перья. (+)
8. Стрекоза – это птица, так как она умеет летать. (-)
9. У пингвина есть клюв и перья, но он не умеет летать. Значит, он не птица. (-)
Выполнив работу, дети сдают карточки на проверку учителю.
III. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Вы узнаете новую тему, если отгадаете загадки.
С броней, а не танк,
С крыльями, а не самолет,
Летит – шумит, а без мотора.
Дети: Жук.
Порхает маленький цветок,
Садится сам на стебелек.
Дети: Бабочка.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о жуках и бабочках. Наша цель – узнать тайны из жизни жуков и бабочек.
IV. Знакомство с новым материалом. Жуки.
Учитель: Для начала давайте рассмотрим жуков и бабочек из коллекции. Какие общие признаки есть у жуков и бабочек?
Дети: Шесть ног, чувствительные усики, крылья.
Учитель: Чем отличаются жуки от бабочек?
Дети: У жуков 4 крыла, два из которых сложены под жесткими надкрыльями, а у бабочек два крыла, и они не складываются.
Учитель: Вы увидели, как разнообразен внешний вид жуков. Оказывается, их образ жизни может тоже очень отличаться. О жизни некоторых жуков мы узнаем из задания №1 на странице 27 учебника.
Прочитайте, как называется красно-черный жук с длинным телом.
Дети: Жук-могильщик.
Учитель: Жук-могильщик – природный санитар, он питается падалью. Чтобы обеспечить пищей личинок, он закапывает в землю мелких мертвых животных, например, мышей, птичек.
Прочитайте название следующего жука. Как вы думаете, почему он так назван?
Дети: Красотел пахучий так назван потому, что у него красивое тело и он, наверное, сильно пахнет.
Учитель: Верно. Красотел пахучий истребляет вредителей лесов – гусениц непарного шелкопряда. Поэтому он даже был ввезен с юга России в США, когда там появилось много гусениц и они грозили уничтожить огромные леса Америки.
Божья коровка всем знакома. Яркая окраска этого жука предупреждает о его несъедобности. Если же ящерица или птица, не считаясь с этим предупреждением, схватит жука, то он выпустит из брюшка яркую желтую каплю с неприятным запахом. И личинки, и взрослые божьи коровки питаются мелкими насекомыми. Так, взрослые жуки уничтожают вредителей растений – тлей.
Колорадский жук родом из Северной Америки. Личинки этого жука могут полностью уничтожить листья картошки и погубить все поле.
Учитель: Что произойдет, если исчезнет божья коровка?
Дети: Если исчезнет божья коровка, то тли могут уничтожить листья растений, и они погибнут. Тогда погибнет весь урожай в какой-либо местности.
Учитель: А с какими жуками люди борются? Почему?
Дети: В деревнях люди борются с колорадским жуком, так как он губит картофель.
Учитель: Прочитайте статью на странице 21 учебника и скажите, что нового вы узнали о жуках. Каких жуков называют санитарами? Почему?
Дети: Санитаром называют жука-могильщика, так как он спасает нас от вредных микробов. Санитаром можно назвать и красотела пахучего, так как он спасает лес от гусениц.
Учитель: К каким насекомым можно отнести божью коровку?
Дети: К хищникам, ведь она питается другими насекомыми.
Учитель: Хотите познакомиться с жуками-рекордсменами? Откройте учебник на странице 28 и рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, почему такие удивительные названия у жука-оленя, жука-носорога, дубового усача, жука-геркулеса и жука-голиафа?
Учитель показывает изображение жуков на экране.
Дети: Эти жуки так названы из-за своего внешнего вида. У жука-оленя рога, как у оленя; жук-носорог похож на носорога своим единственным рогом; дубовый усач имеет длинные усы, а живет, видимо, в дубовых лесах.
Учитель: А вот жук-голиаф и жук-геркулес получили свои названия из-за огромных размеров, которыми напоминают мифических силачей – Геркулеса и Голиафа.
Рассмотрим, чем похожи и чем различаются изображенные на рисунках насекомые и животные, чьими именами они названы.
Дети рассматривают иллюстрации и комментируют их.
Учитель: Для чего жуку-носорогу рог?
Дети: Он защищает рогом свою территорию.
V. Знакомство с новым материалом. Бабочки.
Учитель: Мы узнали удивительные тайны из жизни жуков. А о ком вы еще хотели бы сегодня узнать?
Дети: О бабочках.
Учитель: Чем бабочки отличаются от жуков?
Дети: Бабочки не могут складывать крылья, у них нет жестких надкрылий.
Учитель: Рассмотрите рисунок бабочки махаона на странице 29 учебника. Бабочки питаются нектаром цветов, который добывают с помощью хоботка. Обычно нектар находится в основании цветка, поэтому бабочки, доставая еду, пачкаются пыльцой. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нем. Так бабочки опыляют цветы. Только из опыленного цветка вырастет плод: яблоко, груша, огурец.
Почему говорят, что, если бабочек прогнать, урожая не видать?
Дети: Если прогнать бабочек, то некому будет опылять цветы растений, и поэтому не будет урожая.
Учитель: К сожалению, в наше время бабочек стало мало. Прекрасная бабочка-махаон, самая большая бабочка России (до 16 см), встречается крайне редко. Она даже занесена в Красную книгу, где собраны названия животных, которым грозит исчезновение.
Как мы можем помочь бабочкам выжить?
Дети: Насекомых надо беречь, не ловить их, чтобы полюбоваться, а смотреть, не дотрагиваясь. Не надо уничтожать гусениц, ведь со временем из них могут вырасти красивые бабочки.
VI. Итог урока.
Учитель: Какие тайны из жизни насекомых вы узнали?
Дети: Мы узнали, чем отличаются жуки от бабочек, чем они питаются, где живут. Теперь мы знаем, почему многих жуков и бабочек надо охранять.
Учитель: Рассмотрите иллюстрации на страницах 27-29. Какое насекомое произвело на вас самое сильное впечатление?
Выслушиваются ответы детей.
Примечание. Иллюстрации из презентации автора в PowerPoint. Показ слайдов сопровождает урок. Использование ИКТ способствует развитию у детей абстрактного мышления, вдумчивости, внимательности, формирует у них творческую активность.
Наталия ПЕРОВА, учитель начальных классов средней школы №31, Бийск, Алтайский край
Комментарии