search
main
0

Бороться и искать, найти и не сдаваться

«Разговоры о важном», и не только

Уже год по понедельникам школы страны начинают свою деятельность по-новому. Лучшие ученики вместе со знаменной группой участвуют в ритуале подъема государственного флага. По притихшим коридорам разносятся звуки государственного гимна. Во всех классах идет необычный урок-занятие «Разговоры о важном».

 

С разных точек зрения можно посмотреть на эти нововведения. Родители, гости, просто прохожие вспоминают, вероятно, свое детство: линейки в летних детских лагерях, процедуры награждения за успехи в научных, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях. Сами школьники, оказавшиеся участниками события, а тем более заслужившие право пройти в знаменной группе, воспринимают это как поощрение, осознают свою причастность к важному общему делу. Учителя школы оценивают уровень подготовленности своих учеников, радуются за них, анализируют недочеты и определяют новые задачи.

1 сентября 2023 года. Торжественная линейка в честь Дня знаний. Вместе с лучшими учениками кадетского 11‑го «К» класса школы №1596 государственный флаг поднимает дедушка одного из выпускников, полковник ракетных войск. У собравшихся возникло чувство осознания связи поколений. Надо было видеть, как за этим наблюдали первоклассники. Возможно, представляли, что и они будут удостоены этой чести, когда добьются успехов. По крайней мере, потом они задали немало вопросов о новшествах, ритуалах и традициях, которые ждут их в старших классах. Рассказ о Юнармии, «Движении первых», делах актива класса и школьного самоуправления пришелся кстати.

На наших глазах обновляются прежние представления о неразрывном единстве поколений, объединении всех сторон воспитательного и образовательного процессов. По сути, воспитание и образование школьников на наших глазах вышли на новый уровень.

На память приходит высказывание замечательного педагога и писателя К.Д.Ушинского, юбилей которого отмечается в этом году: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях».

Как и прежде, государственные флаги колышутся у учебных корпусов. И прошедший учебный год показал, что их подъем по понедельникам, проведение «Разговоров о важном» находят отзвук в детских душах. Ребята старательно репетируют торжественный шаг, стараясь пройти не хуже, а лучше других, радуются, когда звучат на линейке или в классе их фамилии.

Новые реалии, межпредметные связи, межкультурная коммуникация, интеграция получают объяснение на классных часах. Ученики заинтересованно просматривают видеоролики и готовят вопросы друг другу. Большинство с готовностью называют интересные темы «Разговоров о важном»: «Наша страна – Россия», «Мы разные, мы вместе», «Символы России», «Традиционные семейные ценности», «Медиаграмотность» и др. Они пишут сочинения, рисуют портреты родных, которые украшают школьные стенды к семейным дням, важным датам и государственным праздникам. Сами предлагают актуальные темы для обсуждения в классе.

Быть активными, неравнодушными их побуждают общие школьные дела. Например, особую роль играет школьный совет самоуправления, который существует у нас много лет. Он координирует усилия коллективов классов, родительского актива, педагогов, направляет их.

Как стимулировать стремление к успехам, разбудить интерес к творчеству? Этот вопрос возник с первого «Разговора о важном» в сентябре. В одних классах решили разработать свою систему контроля и поощрения, в других – организовать взаимопомощь, в третьих – назначили консультантов по предметам.

Как заинтересовать обучающихся научным поиском? После нескольких видеоинтервью в «Разговорах о важном», когда ученые, путешественники, писатели говорили об этом, появилось немало учеников, определивших темы своих исследовательских и творческих проектов. Они уже активно включились в работу, и есть надежда, что через некоторое время успешно выступят на школьной научной конференции.

Тем более что у всех перед глазами поисковая и творческая работа кадет. Они активно проявили себя в Московском образовательном проекте «Путь героя», целью которого является формирование у обучающихся уважительного отношения к героическому прошлому и настоящему России, воспитание гражданина, повышение уровня гражданской ответственности за судьбу страны. Пройдя по местам боевой славы С.И.Солнцева, они рассказали о Герое Советского Союза, узнали много новых фактов о Великой Отечественной войне и сумели увлечь этим поиском родных и близких.

Не исключено, что с этой поисковой исследовательской работы начнется путь в профессию, которой также был посвящен один из «Разговоров о важном». Школьники осознанно выбирают предметы для участия в олимпиадах и конкурсах, с готовностью обсуждают варианты выбора будущей профессии, собирают свидетельства своих достижений в портфолио, готовят выступления, презентации, доклады к урокам профориентации «Билет в будущее». Участвуя в «Университетских субботах», они знакомятся с вузами, общаются со студентами и преподавателями, а потом делятся своими впечатлениями. Немало интересного узнали они в МИРЭА, Дипломатической академии, многих других вузах нашего города.

Так конкретные школьные дела становятся продолжением «Разговоров о важном». Появляются отчеты об активности, сообщения о достижениях, фоторепортажи о проведении интеллектуальных игр, марафонов, конкурсов. А на сайте школы и в социальных сетях размещается новая информация о важных инициативах и мероприятиях. Например, совсем недавно во всех учебных корпусах состоялась церемония посвящения первоклассников в орлята России. А ребята постарше участвовали в конференции Российского движения детей и молодежи «Движение первых». То есть два значимых события внесли новое содержание в нашу школьную жизнь, побудили ребят проявлять свои способности, пробовать реализовывать свой творческий потенциал.

Пожалуй, именно эти стремящиеся к инициативе школьники станут первопроходцами во многих новых делах. Им действительно интересно узнавать в школьном музее, на классных часах и уроках, какой была школа во времена пап и мам, бабушек и дедушек. Они готовы помогать в проведении классных часов и первыми участвуют в благотворительных акциях, в сборе макулатуры. Они пробуют свои силы в мероприятиях Юнармии, спортивных турнирах и творческих конкурсах.

С гордостью и большим интересом узнает коллектив школы о достижениях своих учеников. Когда недавно в «Артеке» состоялась премьера музыкального спектакля «Зимородок» по мотивам повести писателя Ю.Я.Яковлева, мы с радостью увидели во время трансляции в главных ролях учеников нашей школы Анастасию и Мирослава. И возникла надежда, что явно вырастет количество желающих заниматься в новом театральном кружке «Авансцена». Думаю, что эти достижения показывают, как новый подход способствует формированию всесторонне развитой гармоничной личности.

В малых и больших делах, повседневных заботах идут интеллектуальное развитие, воспитание коллективизма и патриотизма, вырабатывается дисциплина и воспитываются характеры наших учеников. Так наполняется новым содержанием повседневная школьная жизнь.

В пятницу после уроков проходит ритуал спуска флага, чтобы в понедельник вновь чеканила шаг знаменная группа, лучшие ученики крепили полотнище к флагштоку, под звуки государственного гимна начинался классный час «Разговоры о важном». Потому что важнее кропотливого каждо­дневного воспитания нового человека нет ничего.

Илья РОГОВ, директор школы №1596

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте