Выявление, всесторонняя поддержка и поощрение талантливых учителей Москвы, повышение их мастерства, создание и развитие профессионального сообщества – все это олимпиада «Учитель школы большого города».
Сегодня никого не удивляет, что компетенции, навыки и кругозор столичных преподавателей уже давно не ограничиваются исключительно требованиями общеобразовательной программы. Современный учитель не только в совершенстве владеет предметом и умеет решать задания повышенной сложности, в том числе и олимпиадного уровня, но может обучить этому своих подопечных.
Мы говорим о методах и смыслах, о фирменной подаче материала и ответной реакции учеников, об уникальной копилке общих знаний и способах держать себя в форме. Но самое главное – наш разговор о современном московском образовании.
– Профессиональные конкурсы, олимпиады, акция «5 на 5» (учителя сдают ЕГЭ по пяти предметам) для педагогов Москвы являются одновременно и своего рода промежуточным результатом деятельности, и ресурсом для дальнейшего развития, – отмечает директор школы №1520 имени Капцовых Вита Кириченко. – Перечень московских олимпиад для учителей не так давно пополнился еще одной – «Учитель школы большого города», олимпиадой для учителей математики, физики и химии.
– По-моему, это хорошая и своевременная олимпиада! – считает Вита Викторовна. – Возможность для учителей проверить себя, обменяться опытом, увидеть других и себя среди других как учителя-профессионала, поучить и поучиться, чтобы после работать лучше, – отличная история! И город видит и поддерживает ярких представителей профессионального сообщества. В прошлом учебном году Артем Александрович Барат, учитель физики нашей школы, стал победителем этой олимпиады. Он преподает в том числе и в «Академическом классе». Для учеников, увлеченных физикой и информатикой, профильная олимпиада учителя представляется особо важной. Победе радовались в школе все – и учителя, и ученики, и родители. Личный пример взрослого важен для детей, и отношение учителя к олимпиаде, результат его участия помогают в нашем общем деле, так что решаются комплексные задачи, полезные для всех и каждого.
Нам очень повезло, на наши вопросы согласился ответить один из победителей олимпиады «Учитель школы большого города» 2019 года, учитель физики школы №1520 имени Капцовых Артем БАРАТ.
– Артем Александрович, расскажите, пожалуйста, почему вы решили принять участие в этой олимпиаде?
– Мне нравятся олимпиады для учителей по нескольким причинам. Во-первых, это способ проверить себя, понять, в какой ты находишься интеллектуальной и педагогической форме. Во-вторых, есть шанс, что называется, «нанести себя на карту», рассказать о себе и познакомиться с коллегами. И в-третьих, для меня конкурсы и олимпиады – это интересное дело или азартная игра, которой можно отдаться, на время забыв о том, что немного устал. Ведь смена деятельности – отличный способ перезагрузиться!
– Будьте добры, несколько слов об этапах и ходе соревнования!
– На заочном этапе все выглядело достаточно стандартно, но уже в первом, очном, туре появились очень интересные задания. Было удивительно, что высокий балл я получил за задачу по астрономии, это дало хороший импульс к изучению специфики астрономических олимпиад, там совсем иная атмосфера по сравнению с физическими.
Я зову своих учеников коллегами, потому что все мы заняты одним делом – изучаем физику и стараемся понять, как устроен мир вокруг нас.
Экспериментальный тур был также увлекательным: после первого прочтения задачи я приметил в ней несколько подводных камней, но потом сам себе не поверил, подумав, что задача не будет настолько интересной. В итоге оказалось, что следовало довериться первому впечатлению (смеется). Тогда я чудом успел выполнить экспериментальное задание и понял, насколько важно заранее грамотно запланировать время для этой работы.
– Много раз слышала от участников, что одна из основных задач олимпиады для учителя – попробовать встать на место ребенка. Вновь оказаться за импровизированной партой, испытать те же стресс и волнение, опять почувствовать, что находишься в ситуации сравнения. Вы согласны?
– Мне кажется, что это очень важно. Я зову своих учеников коллегами, потому что все мы заняты одним делом – изучаем физику и стараемся понять, как устроен мир вокруг нас. На кружках, посвященных олимпиадной подготовке, иногда я беру неизвестный мне вариант задания и вместе с детьми решаю с листа, без предварительных заготовок.
В каких бы олимпиадах и конкурсах я ни участвовал, ежедневные занятия и уроки продолжаются, и учеба идет по плану!
Детям важно видеть, как рождается решение, важно понимать, что учитель тоже может затрудниться в поиске этого решения или повести его не в том направлении. Самая большая радость бывает в тот момент, когда из непростой ситуации мы выходим совместными усилиями.
– Что лично для вас во время олимпиады оказалось самым сложным, самым интересным, может быть, самым неожиданным?
– Мне нравится решать сложные задачи, наверное, для меня это и стало самым интересным в олимпиаде. Другое дело, что уровень сложности олимпиадных заданий год от года растет, находятся новые идеи, которые еще не стали олимпиадной классикой.
Детям важно видеть, как рождается решение, важно понимать, что учитель тоже может затрудниться в поиске этого решения.
Иногда случается, что я немного теряю форму и решаю задачи хуже, чем раньше (смеется). И вот тогда понимаешь, что самое сложное – привести себя в эту самую форму, все почти как в спорте! А еще найти учеников, ради которых этот уровень нужно будет постоянно поддерживать!
– Как отреагировали ваши ребята, когда узнали, что их учитель не только принял участие в олимпиаде, но и стал одним из семи победителей?
– Мои ученики в меня верили, изо всех сил поддерживали и искренне радовались победе. Но я благодарен им и за то, что они четко понимают: у нас есть множество общих дел, которые, конечно, должны стоять на первом месте. А это значит, что в каких бы олимпиадах и конкурсах я ни участвовал, ежедневные занятия и уроки продолжаются, и учеба идет по плану!
– Не секрет, что победа в серьезных соревнованиях делит жизнь участника на «до» и «после». Насколько изменились ваши уроки сейчас, после того как вы стали одним из победителей?
– После конкурсов и олимпиад собственные уроки в самом деле меняются! Основная причина, на мой взгляд, – влияние мастер-классов коллег. Это всегда мотивирует, дает множество идей. Например, придя домой после финала, я начал штудировать правило Марковникова, о котором шла речь на одном из мастер-классов по химии. Честно говоря, я не уверен, что освоил его на достойном уровне (смеется), но я до сих пор вдохновлен этой темой.
Олимпиады для учителей – это способ проверить себя, понять, в какой интеллектуальной и педагогической форме ты находишься.
А опыт с выпрыгиванием спички из бутылки, который демонстрировал мой коллега, учитель физики, пополнил мою копилку мотивирующих экспериментов, которые я показываю семиклассникам в самом начале нашего пути.
– Пожалуйста, поделитесь с нами планами на обозримое будущее! Есть ли в перспективе мысли об участии в каких-либо конкурсах, олимпиадах, соревнованиях?
– Думаю, что в настоящее время все педагоги озадачены тем, чтобы сделать свои дистанционные уроки максимально эффективными. Я стараюсь расти в этом направлении, открываю для себя много нового, иногда пишу какие-то материалы, если чувствую уверенность в том, что могу сказать что-то полезное и свое в рамках темы. За всеми соревнованиями, конечно, слежу, я достаточно азартный человек и с радостью приму участие в новом конкурсе или олимпиаде!
Решение задач муниципального и регионального уровней Всероссийской олимпиады школьников, работа с новейшим высокотехнологичным оборудованием, расчет результатов экспериментов, авторские мастер-классы по актуальным научным темам и еще многое-многое другое! Каждый из этапов конкурса потребовал от московских учителей любознательности и неравнодушия, желания постоянно учиться и делиться накопленным опытом. Мы от всего сердца поздравляем учителей большого города Москвы – ярких, интересных людей, профессионалов высочайшего уровня.
Елена РИПС
Комментарии