search
main
0

Больше слов – меньше осуждения: психолог дала советы родителям, чьи дети оказались свидетелями травли

От травли и ее последствий страдают не только жертвы, но также агрессоры и свидетели. О методах остановки буллинга со стороны детей и взрослых рассказала специалист Московской службы психологической помощи Екатерина Игонина.

Фото: pixabay.com

Эксперт отметила, что свидетели травли могут принадлежать одной из трех категорий:

  • поддерживающие: они одобряют агрессора, могут его провоцировать;
  • наблюдатели: просто видят ситуацию, могут избегать ее и стараться не вмешиваться;
  • сочувствующие: переживают за жертву, но не защищают ее из страха перед агрессором.

По словам Екатерины Игониной, когда ребенок поддерживает нападающего, он готов вести себя так же. И если захочет добиться превосходства, то использует те же методы. Эта позиция имеет свойство закрепляться – тогда к моменту взросления сформируется равнодушие к любой агрессии в обществе. Об этом сообщается на сайте Московской службы психологической помощи.

С ребенком стоит открыто поговорить, чтобы выяснить, какая обстановка в классе. Надо попросить его точно описать ситуацию, свидетелем которой он оказался. Важно выяснить отношение ребенка к поведению агрессора и жертв, что он считает правильным, а что нет.

Подробно нужно поговорить и о том, почему именно сын или дочь выбрали роль свидетеля – не желали «стучать» взрослым», боялись лидера. Слушать ребенка стоит внимательно, не надо навязывать ему свой опыт, важно понять его точку зрения. Возражения должны быть аргументированы.

Ситуации стоит дать однозначную трактовку. Важно объяснить, что травля является насилием – не игрой, не шуткой, не выражением неприязни. Дети часто не могут себе представит, как трудно приходится жертве, они не могут воспринимать ситуацию в целом. Так что буллинг может представляться им методом занять лидерские позиции, стать популярным, ужас жертвы редко замечают.

Стоит учесть, что в ситуации травли проблема всегда не в жертве (ее особенностях или поведении), а в агрессоре.  Ребенку надо объяснить, по какой причине важно прекращать подобные ситуации как можно оперативнее.

В разговоре с ребенком стоит акцентировать внимание не на том, кто виноват, а на том, что нужно делать. Попробуйте определить, каким типом свидетеля ваш ребенок стал: поддерживающим, наблюдателем или сочувствующим. Ему важно объяснить, почему травля является проблемой не конкретных личностей, а всего коллектива.

В молчании или поддержке агрессивного поведения подростка обвинять нельзя – он будет ощущать осуждение и отчуждение. Полезнее совместно выработать план действий.

Особое внимание надо уделить мыслям ребенка и разделить ответственность: что именно можно поручить подростку, а что возложить лишь на взрослого – педагога, родителя. Все сомнения и опасения ребенка нужно обсудить, развернуто представить последствия запланированных шагов.

Важно поставить в известность ребенка о своих намерениях. Если ребенок вам доверился и сообщил о буллинге, вы ему должны объяснить, почему обращаетесь к администрации или учителю – иначе ваше поведение будет истолковано как предательство. Следует убедиться, что информация не дойдет до одноклассников и будет доступна лишь взрослым.

Стоит поддержать ребенка в желании стать «защитником» – тем, кто выступает против насилия: открыто выступает против агрессора, обращается к учителю либо поддерживает отношения с жертвой. Если защитник появляется прямо в начале травли, она может этим и закончиться. Однако стоит обсудить с ребенком, что конкретно он может сделать. В любом случае в ситуации насилия лучше сначала проконсультироваться с психологом.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» делилось рассказом психолога Екатерины Мурашовой о взаимоотношениях подростков в классе. В частности, она рассказала о том, как распознать ситуацию травли и отличить ее от некомфортного самоощущения в коллективе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте