Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Большая школа, создающая комфорт

УГ - Москва, №14 от 2 апреля 2013. Читать номер
Автор:

День 1 сентября 2012 года для детей округа мало чем отличался от всех предыдущих: линейка, долгожданная встреча с одноклассниками и учителями, цветы. Но для сотрудников двух школ и детских садов этот день стал особым днем: они объединились в образовательный комплекс №982.

Н​аш комплекс включает в себя эти два детских сада и две школы микрорайона, при их объединении произошла интеграция материально-технических, кадровых и других ресурсов всех объединенных образовательных учреждений. Образовательные комплексы в контексте столичного образования рассматривают как образовательные организации, способные обеспечить всем жителям микрорайона широкий спектр услуг, который нужен потребителям. Для реализации поставленных задач мы разработали программу развития и образовательную программу всех ступеней обучения – дошкольной, начальной, средней и старшей школы, позволяющие спрогнозировать результаты и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса. Уже сегодня можно увидеть первые результаты работы и преимущества создания комплекса. У дошкольных отделений появилась возможность интегративного использования кадровых ресурсов, сформирована система преемственности между дошкольной и начальной ступенью, что позволит выпускникам-дошкольникам иметь необходимый уровень подготовки и набор ключевых компетенций первоклассника.Основными задачами образовательного комплекса №982 стали:- создание условий, предоставляющих семьям микрорайона вариативный выбор большого спектра образовательных услуг;- обеспечение каждому обучающемуся выбора индивидуаль-ной образовательной траектории;- развитие педагогического потенциала коллектива через создание внутренней системы повышения квалификации, а также формирование системы транслирования эффективных педагогических практик;- создание системы ранней профилизации, предпрофильной и профильной подготовки, а также системы многопрофильного обучения;- создание непрерывной открытой управляемой образовательной среды на принципах оптимальности, обеспечивающей экономическую эффективность процессов.Образовательные комплексы нынче конкурируют по многообразию предоставляемых услуг. Сегодня на первый план в конкурентной борьбе выходит качество этих услуг, а качественные услуги могут быть  предоставлены только в определенных благоприятных, комфортных и безопасных условиях образовательной среды, в которую приходит каждый ребенок. Есть универсальный спектр параметров комфортности, выработанный практикой каждого образовательного учреждения, вариативные составляющие этого понятия, определяемые субъективным запросом окружения. Определить эти критерии комфорта, при которых образовательная среда будет востребована, можно, зная потребности своего социума. К универсальным параметрам комфортной среды в любом образовательном учреждении мы относим:- безопасность здания и  территории, обеспечиваемую договорной компанией, организующей физическую охрану, электробезопасность, пожарную безопасность, уборку территории и помещений комплекса; безопасность, которая обеспечивается возможностью в условиях образовательного комплекса сформировать в одном здании все условия для нахождения конкретных возрастных групп учащихся, правовая защищенность; безопасность образовательного и воспитательного процесса и сформированная система профилактических мероприятий;- материально-технические условия (ремонты, компьютеризация учебного процесса, оборудование, зоны отдыха);- психологическую комфортность (комфортное общение, отсутствие конфликтов, то есть комфортные взаимоотношения субъектов образовательного процесса);- здоровьесберегающую среду (выполнение санитарно-гигиенических норм и правил, оздоровительные мероприятия, медицинские обследования);- открытость (ШУС, УС, система мероприятий).Кроме универсальных параметров для комплекса мы выделили свои составляющие комфортной образовательной среды, характерные для удовлетворения запросов наших заказчиков. Для этого мы провели анализ внешних факторов, внутренних ресурсов, изучили запросы населения, выделили и определили те свойства, которые позволят нашим услугам быть комфортными, а значит, и востребованными каждой нашей семьей. Именно эти свойства среды позволят нам создать свою уникальную комфортную образовательную среду. В нашем комплексе такими параметрами стали непрерывность учебно-воспитательного процесса, учитывающая особенности и возможности каждого ребенка, то есть индивидуализация и информатизация образовательного процесса.Формирование непрерывности образования в нашем комплексе реализуется с помощью проектов:- «Создание модели многоуровневого образовательного кластера», в основе которого сетевое взаимодействие с учреждениями различных уровней образования, различной направленности, создание такой модели образовательной среды позволит расширить ресурсные возможности комплекса, расширить спектр, обеспечить доступность и качество образовательных услуг; – «Система преемственности всех уровней обучения «Шаг в будущее»; система преемственности позволит учащимся успешно развиваться при переходе с одного уровня на другой и обеспечит успешную социально-психологическую адаптацию каждого ребенка (программы «Ступенька», «Моя новая роль», «Шаг в будущее»). В рамках реализации проекта комплекс успешно сотрудничает с колледжами ЮАО, с университетами (НИЯУ МИФИ, МосГосИндустУН, МГУУ). Сегодня началось формирование воспитательного кластера через организацию регионального взаимодействия с Тульским землячеством и школой имени маршала П.Полубоярова.Индивидуализировать процесс образования и воспитания, выстраивать траектории обучения с учетом индивидуальных особенностей и способностей ребенка нам позволят такие программы, как: – программы выравнивания (образовательные программы, в том числе дистанционные для использования родителями или самостоятельно ребенком, для детей, нуждающихся в образовательной помощи;- индивидуальная карта развития ребенка подразумевает ведение ребенка с фиксацией реперных точек разных аспектов его развития на каждом уровне обучения;- программа логопедического сопровождения (с видеоуроками на сайте);- программа «Одаренность ребенка», в рамках которой создано научное общество, где дети занимаются проектной и научно-исследовательской деятельностью под руководством научных сотрудников вузов – участников кластерного взаимодействия. Дети участвуют в образовательных мероприятиях вузов, интернет-конференциях, в том числе региональных, в работе удаленных лабораторий, в работе сетевых лабораторий университета. Наш образовательный комплекс совершенствует и развивает сетевое взаимодействие и партнерские отношения с образовательными и научными учреждениями Москвы. Мы реализуем проект по созданию модели кластерного взаимодействия, которая позволит создать условия для свободного выбора учащимися реализации своих учебных и внеучебных интересов, профессиональной ориентации. Уже сегодня наши дети участвуют в написании научных проектов под руководством ведущих преподавателей НИЯУ МИФИ, старшеклассники работают в лабораториях университета, участвуют в олимпиадах, конкурсах РГУ нефти и газа, и МТУСИ,  других вузов Москвы, а мы  разрабатываем программу научно-педагогического партнерства с Педагогическим колледжем и университетом. Результатами уже в этом году стали три диплома Гран-при, Кубок победителя, два диплома победителя третьего Фестиваля технического творчества молодежи, посвященного Всемирному дню науки, дипломы первой и второй степени городского конкурса по энергосбережению;- программа «После уроков»: выстраивание внеурочной деятельности через клубную деятельность с опорой на индивидуальную карту развития. На сегодняшний день наш комплекс – это не просто организация, где дети получают знания и информацию, это школа полноценной жизни, открытая для всех, где каждый может проявить себя, начиная от спортивных успехов до высоких интеллектуальных продуктов. Сегодня в условиях комплекса организована полноценная внеурочная и внеучебная деятельность, где дети имеют возможность раскрыть скрытые интересы и способности, занимаясь в спортивных секциях, танцевальных студиях, театральных и творческих мастерских, патриотических клубах, школьных музеях. Уже 75% ребят охвачены различными формами дополнительного образования, что позволяет обеспечить воспитание и развитие творческой, активной, свободной и ответственной личности. Центральное место в учебном комплексе занимает библиотека, которая сейчас трансформируется в медиатеку, оборудованную по последнему слову техники и позволяющую осуществлять доступ к ведущим библиотекам мира, использовать все доступные информационные ресурсы. Мы делаем все для того, чтобы обучала и развивалась сама среда школы – зоны отдыха, зоны погружения, спортивные пространства (катки, спорт, залы, спортплощадки).Третье направление – информатизация образовательного процесса, которая также поможет обеспечить индивидуализацию образовательного процесса, предоставит возможности построения открытой образовательной среды, формирования навыков «Учебы в течение всей жизни».Задачи этого направления: – сформировать единую информационно-образовательную среду комплекса через банк ИКТ и медиаресурсов, систему документооборота, школьной медиатеки; – включить в образовательный процесс такие технологии обучения, как дистанционные и модульные, что позволит реализовать программу многоуровневого образовательного кластера и обеспечить индивидуализацию образовательного процесса. Учителя основной ступени теперь имеют возможность разработки новых межпредметных методик обучения, внедрения методов дистанционного обучения, направленных на формирование умений самостоятельно получать знания, общаться, проектировать, исследовать, управлять собственной учебной деятельностью. В комплексе через систему дистанционного обучения формируется открытая образовательная среда, предоставляющая большой спектр образовательных услуг и нацеленная на сохранение здоровья всех участников образовательного процесса. Комплекс позволил обеспечить условия для профессионального развития учителей, увеличился доступ к различным методическим и информационным ресурсам, создана своя методическая служба, четко отслеживающая профессиональное развитие педагога и способная оказать ему методическую помощь. Уже сегодня преподаватели образовательного комплекса проходят обучение по работе в информационном пространстве, создают дистанционные курсы по подготовке к ГИА и ЕГЭ, программы по предметам с включением технологий дистанционного обучения, курсы по выравниванию и по работе с детьми, имеющими  большой образовательный потенциал. На базе комплекса проходят курсы для учителей по внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс, составляется научно-методическая база образовательных ресурсов, реализуется проект «Информатизация управления научно-методической работой».Реализация этих трех направлений позволит нашему комплексу сформировать безопасную и комфортную образовательную среду, повышающую доступность и качество образовательных услуг для каждой семьи, выбирающей нас.Открытость образовательного пространства обеспечила нам и модернизацию системы работы управляющего совета, сформированы активно работающие комиссии, оказывающие помощь в решении многих вопросов школьной жизни, ставшие барометром внешних и внутренних процессов.Сегодня инноваций в комплексе много. Заявленная миссия комплекса обязывает всех участников образовательного процесса соответствовать ключевым компетенциям. Таким образом, в результате процесса реорганизации объединенные ресурсы и возможности нашего образовательного комплекса стали основой и источником важных ожидаемых инноваций для всех школьников, родителей, педагогов.Наталья МАРЕИЧЕВА, директор образовательного комплекса №982

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту