search
main
0

Больная мозоль Вместо денег – моральный стимул

Уже несколько лет российское образование страдает хронической болезнью: низкая зарплата. Поэтому недостаток в кадрах ощущается на всех уровнях, в том числе и в СПО. Год от года преподавательский дефицит становится ощутимей.

По последним данным, в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях страны трудятся 161,8 тысячи преподавателей, из которых 130,7 тысячи в штате, а 31,1 тысячи работают на условиях штатного совместительства и 28,1 тысячи – на условиях почасовой оплаты труда. Стоит отметить, что 75% педагогов СПО составляют женщины. Возрастные характеристики преподавателей выглядят следующим образом: до 40 лет – 34%, до 30 лет – 16%.

За последнее время повысился качественный состав преподавательского персонала. Если в 1996 году кандидатов и докторов наук было 2,6%, то в 2001 году этот процент вырос до 3,4 (6,4 тысячи человек).

Из 160 тысяч преподавателей и руководителей СПО аттестацию на соответствие высшей квалификационной категории прошли более 2 тысяч.

Кроме того, катастрофически не хватает средств на повышение квалификации и переподготовку тех, кто все же работает в колледжах и техникумах, хотя на сегодняшний день это просто необходимо. К тому же в СПО велико количество специалистов, не имеющих опыт производственной практики. Зачастую специальные предметы ведет теоретик, малознакомый с практикой. Этот пробел в квалификации кадров приводит к тому, что выпускники ссузов практически незнакомы с современным производством, им трудно найти работу, а если кому и повезет устроиться, то приходится заново учиться.

Немаловажная проблема училищ и техникумов заключается в том, что они не знают потребности рынка труда. Выходом из ситуации может послужить сотрудничество с работодателями, которые бы делали свой заказ на специалистов, помогали в прохождении практики и последующем трудоустройстве. Эти взаимовыгодные отношения не только бы удержали преподавателей на своих местах, но и привлекли бы в систему СПО свежие кадры.

“Программа развития среднего профессионального образования на 2002-2005 годы” предусматривает формирование целостной системы социально-экономической поддержки работников ссузов на федеральном и региональном уровнях. Это и совершенствование системы оплаты труда, социальные гарантии, льготы, обеспечение отдыха и медицинского обслуживания. Но пока системе СПО приходится довольствоваться моральным стимулированием работников техникумов и колледжей: II съезд Союза директоров средних специальных учебных заведений России принял решение о проведении конкурсов “Директор года” и “Преподаватель года”.

Джамиля САЙРАМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте