Реформа медицинского страхования и реформа образования – сестры-близнецы. Обе они – национальные проекты и названы среди приоритетов второго президентского срока. Весной будут приняты основные законопроекты, перестраивающие отношения в медицинском обслуживании.
Недавно правительство на очередном заседании рассмотрело проект закона об обязательном медицинском страховании (ОМС). Несмотря на то, что проект так и не отвечает на вопрос, кто должен, например, платить за лечение неработающего населения, решено не отправлять его обратно разработчикам. Документ будет доведен до кондиции в самом Белом доме. Это только из-за недостатка времени, потому что если, как наметило правительство, реформа начнется в 2005 году, то законопроект надо внести в Думу до нынешнего лета.
Закон об ОМС разрабатывается уже два года, весь прошлый год ушел на согласования. Причем на выходе получилось нечто такое осторожное, что в правительстве его назвали «мертворожденным дитя».
Нынешняя система медицинского обслуживания не устраивает никого: ею равно недовольны как пациенты, так и работники здравоохранения. Страховой она считается условно – качество оказываемых услуг никак не зависит от тех сумм, которые отнюдь не по доброй воле отчисляются гражданами из зарплаты. При этом сегодня в системе ОМС дефицит в 40 млрд. рублей.
Что же даст нам реформа? Новая система должна поставить финансирование медицинских учреждений и зарплату врачей в зависимость от того, сколько людей обратилсь к ним и какого качества помощь они получили. Идея, может быть, и неплоха. Но преимуществ ее из закона пока не видно.
Единственное – это предложение экспертной группы Игоря Шувалова: в случае предоставления работодателем добровольного страхования своим работникам дать возможность меньше платить в систему обязательного медицинского страхования. Это коснется лишь тех, кто работает в организациях с хорошей зарплатой.
Реформа медстраха готовилась так долго, что за это время правительство успело пообещать с 2005 года снизить Единый социальный налог – главный источник денег для медицины. Так что дефицита в этом случае, получается, не избежать.
Предполагается, что работающие граждане получат бесплатные медицинские услуги только в пределах утвержденного государством минимума. При этом более всего будет финансироваться первичная медицинская помощь (консультации у врача, услуги «скорой»). Медицинским учреждениям дадут возможность легально зарабатывать самим. Для этого их, как и учреждения образования, преобразуют в государственные (муниципальные) некоммерческие организации. При этом получается, что врачей и стационаров слишком много, а квалифицированных кадров и амбулаторий не хватает.
Также предлагается ввести обязательный минимум взносов на медицинское страхование одного работника, ибо с теневой зарплаты в систему ОМС идут крохотные суммы.
Недавние события в Свердловской области, когда в роддоме из-за ошибки врачей умерли семь младенцев, заставили Министерство здравоохранения вспомнить о сельских врачах. У них намного хуже ситуация, чем в городах, – нет самого элементарного. На селе пообещали реорганизовать систему, возродив институт семейных земских врачей – широкого профиля – и создав сельские медицинские округа.
По словам министра здравоохранения Юрия Шевченко, такие округа будут обслуживать 40-50 тысяч жителей. В их состав войдут окружная больница с поликлиникой, сеть районных больниц, амбулатории с дневными стационарами, на базе которых будут работать врачи общей практики, а также станции скорой помощи.
Можно ожидать, что реформа медстраха в таком революционном виде приведет к недовольству со стороны работодателей, так как увеличится нагрузка на фонд зарплаты.
Комментарии