Интерактивные экскурсии в Свердловском областном краеведческом музее имеются на все вкусы и потребности. Недавно, например, здесь открылась выставка «Русь многоликая». К сменным экспозициям сотрудники обычно приурочивают тематические мероприятия. С 1 июня начались «Богатырские забавы», запись была открыта заранее, желающих хватает.
Что было, что будет…
Экскурсия по выставке? Нет, действие, в ходе которого посетители-дети узнают и про историю страны, и про обычаи. Первый зал посвящен народным праздникам. Летний праздник – это день Ивана Купалы. В это особое время наши предки спрашивали, что будет дальше. Желание заглянуть в будущее актуально вне времени.
– Погадаем-ка на решете!
В решето складываются разные игрушки. Кто-то из ребят достает лошадку: похоже, его ожидает дальняя дорога. Если вытянул зайчика – гость приедет.
Пора в другой зал. Тема-то какая – «Русская красавица»! Участники получают по мешочку с пазлами, собирают картинки.
– А теперь определите, какая из получившихся прекрасных женщин отражает черты именно русской красавицы, – говорит экскурсовод.
Следующий зал посвящен Куликовской битве. Здесь начинается настоящее состязание. Современные богатыри меряются силой, ловкостью, а также вниманием, способностью сконцентрироваться на задаче. Проводится эстафета, благо пространство музея позволяет.
Завершается интерактивная экскурсия (всего-то час с небольшим, а столько впечатлений) охотой! Из кубиков создается «дремучий лес», в котором обитают разные животные на картинках, кто найдет – поймает – больше и быстрее, тот победил!
Побываем на народных праздниках
Свердловский областной краеведческий музей имени Анисима Клера – это семь тематических музеев Екатеринбурга и 9 филиалов в области. Среди филиалов такие уникальные, как Дом-музей Петра Чайковского в Алапаевске, Музей декабристов в Туринске, где они останавливались по пути следования в Сибирь, а некоторые здесь жили на поселении. Музей золота в Березовском, где было открыто первое месторождение благородного металла в России. Основная же коллекция областного краеведческого музея собрана в историческом здании в центре Екатеринбурга – доме Поклевских-Козел.
Большинство прихожан «храма искусства» – это дети. В прошлом году организованно посетили областной краеведческий музей почти 50 тысяч школьников!
Не случайно в жизни музея присутствует такое понятие, как учебный год. Начинается он в августе. К этому времени продуман план мероприятий, и сотрудники музея на августовских совещаниях рассказывают о том, что они готовы предложить школам по разным направлениям. Музей и на своей территории проводит семинары для педагогов. Если собрались учителя истории, они узнают, какие выставки на историческую тему предполагаются в ближайшее время, если пришли педагоги начальных классов, то они сориентируются, что интересное придумано для малышей.
Увлекательных и информационно насыщенных мероприятий в музее столько, что у учителей порой глаза разбегаются. Для школьных групп в 2021 году было проведено более полутора тысяч мастер-классов, видеоуроков, экскурсий в нетрадиционной форме. Мне тоже хочется рассказать о многом, но выделю самое любопытное.
Очень популярны народные праздники. Чего только музей не заготовил для посетителей в соответствии с народным календарем! Колядки, Рождество, Масленица – это традиционные и всем известные праздники. А есть еще день Герасима-грачевника. 14 марта почитают святого Герасима, в это время из теплых стран возвращаются черные вестники весны. Праздник прихода тепла заканчивается лепкой из пресного теста различных фигурок: жаворонков, белок, кралечек. Дома их останется запечь и съесть!
Осенью, в начале учебного года, проводятся Капустинские посиделки, праздник урожая. Выглядят как театрализованное костюмированное представление. В праздниках народного календаря часто бывает задействован кукольный театр «В гостях у Петрушки», существующий при музее. В его репертуаре несколько спектаклей.
А вот экскурсия по выставке «Красна изба углами». Хозяйка избы знакомит с предметами быта, которыми пользовались люди век или два назад. Ухват, рубель – кто знает, что это? Девочки садятся за прялку, мальчики перемолоть пробуют жерновами пшеницу…
В Музее радио (изобретатель радио Александр Попов родом из Пермской губернии, учился в Екатеринбурге) детям помладше можно посмотреть мультимедийную программу «Как Месяц в гости к Солнцу ходил», которая в сказочном сюжете рассказывает о движении Солнца и Луны. Тех, кто постарше, знакомят с устройством Вселенной.
В единственном в России Музее Эрнста Неизвестного, скульптора и философа, получившего всемирное признание (он родом из Екатеринбурга), в дни летних каникул ребятам предлагают почувствовать себя художниками при создании коллективного живописного полотна, пройти мастер-класс по лепке.
Мастер-классы вообще очень популярны и проводятся по самым разным направлениям: создание обрядовой куклы или гобеленов из природных трав, плетение фенечек, перед Новым годом – изготовление елочных игрушек.
Нравится школьникам и экскурсия «Фронтовой привал». Организована она на базе постоянной музейной экспозиции «Урал – фронту». Здесь можно оказать первую помощь, сделать перевязку «раненому», написать родным письмецо, свернув его треугольником, а потом попить горячего чайку из жестяных кружек.
Диалог, интерактив и смена ролей
– Раньше достаточно было провести экскурсию на академическом языке, и все довольны. Сейчас так не получится, – говорит Виктория Станиславовна Лбова, заведующая отделом по работе с посетителями областного краеведческого музея. – Обязательно должны быть диалог и включение в активную деятельность. Чтобы дети не просто слушали и смотрели, а говорили, думали, делали.
Про интерактив мы уже рассказали. А вот диалог – как вовлечь детей в беседу, обмен мнениями и знаниями? Методы могут быть разные.
На входе в зал желающие берут заранее заготовленные карточки:
– У меня написано «зеркало»!
– Ребята, давайте в гостиной найдем зеркало и подойдем к нему. Что вы знаете о зеркалах? Когда они были созданы, кем придуманы? Может быть, слышали о любопытных фактах и историях, связанных с зеркалами?
Ребенок высказывается, его дополняют другие. Начинает говорить всегда ребенок, а экскурсовод движется за ним, и никаких уточнений и поправок, только добавления.
– Другой способ подключить к диалогу – загадки, кто же их не любит? Или сравнение, – продолжает делиться опытом коллег Виктория Станиславовна. – Например, экскурсия по библиотеке XIX века. Ведущий предлагает: «Давайте сравним библиотеку прежнюю и нынешнюю, чем они различаются и чем похожи».
Интересуюсь, бывает ли шумно на таких активных мероприятиях.
– Нет, что вы. Атмосфера рабочая, все делом заняты, – отвечают мне.
Третья важнейшая составляющая современного музейного мероприятия: один вид деятельности сменяет другой. Если сейчас ребенок в роли изобретателя собирает измерительный прибор или в ходе экскурсии «Занимательная история часов» создает простейшие хронометры – водяные, песочные, то в следующем зале он превращается в реставратора, склеивает осколки разбитой древней чаши (копии). А затем сам становится экскурсоводом.
Музейные уроки для всех
В Музее истории и археологии (Екатеринбургское подразделение Свердловского краеведческого музея) создан музейный класс. Это особое пространство, где реализуется проект «Музей и школа».
Здесь проводятся уроки в основном по истории Древнего мира: «Разгаданные и неразгаданные загадки Древнего Египта», «Повседневная жизнь древних греков», игровой урок-квест «Путешествие к семи чудесам света». К каждой теме подготовлены выставки из музейной коллекции. Музейный урок – это экскурсия по выставке в сочетании с показом слайдов, фильмов и выполнением учащимися заданий.
Сотрудники, непосредственно работающие с детьми, проходят в обязательном порядке курсы инклюзивного обучения. Музей тесно сотрудничает с коррекционными школами №5 и №7. Слабовидящим детям особенно важно все потрогать, музей с его богатым предметным рядом в этом плане прекрасное средство знакомства с миром. Подготовленный экскурсовод объясняет ребятам, в каком зале они находятся, сколько в нем окон, витрин. Направляет: этот макет можно ручками обследовать досконально, а в специальной песочнице отыскать артефакты древности!
– Если школа к нам не идет, тогда мы идем в школу, – говорит Виктория Станиславовна.
Выездные мероприятия в учебные заведения, а также в детские сады – ставшая привычной практика областного краеведческого музея. В социально-реабилитационные центры сотрудники часто выезжают с мастер-классами.
Музей обладает важнейшим преимуществом в освоении информации в сравнении даже с самыми передовыми технологиями. Ребенок получает факты не в готовом виде, а в ходе познания. Здесь торжествует натуральный предметный ряд. Не картинки, не голограммы, а сама вещь, которой, может быть, сотни, а иногда и тысячи лет. Многие экспонаты разрешено брать в руки, ощупывать, использовать по назначению. Наиболее ценные существуют в копиях или макетах, с ними тоже можно взаимодействовать.
Марина РОМАНОВА, Свердловская область, фото автора
Комментарии