search
main
0

“Благоухая, розы рассказывают сказки” Урок литературы по “Сказке о жабе и розе” В. Гаршина

А. Предкоммуникативный этап:
1. Всем:
а) прочитать сказку В.М.Гаршина “Сказка о жабе и розе”;
б) из предложенных мною и изученных ранее сказок выбрать сцены, связанные с розами, и еще раз перечитать, подготовить пересказ;
в) написать исповедь розы – героини одной из прочитанных сказок (Х.К.Андерсен. “Улитка и Роза”, “Снежная королева”, “Свинопас”; О. Уайльд. “Соловей и Роза”; А. де Сент-Экзюпери. “Маленький принц”, сказка Гаршина);
г) сделать изображение розы – героини какой сказки (рисунки, из теста, овощей, бумаги и т.п.).
2 Консультантам:
а) выписать описание розы – героини сказок Уайльда, Андерсена, Экзюпери;
б) собрать материал о розах (легенды, биологический материал, виды, особенности цветка).
Б. Коммуникативный этап: коллективный анализ сказки с составлением образно-символической карты (ОСК) и подведением итогов по изучению литературной сказки.

Ход урока:
I. “Все цветы – на первый слух – молчат,
Если их не спросишь ни о чем”.
1. Видеофрагмент м/ф “Щелкунчик” – “Вальс цветов”.
– Эта превосходная музыка П.И.Чайковского является как бы эпиграфом к нашему уроку и символом наступающей весны. Ведь где весна – там цветы.
В Африке и на Востоке в глубоком средневековье возник даже специальный язык цветов – селам. Толкователи селама наделяли каждый цветок своим значением. Какими? Может, кто-то знает об этом?
Азалия – подразумевала печаль, вызванную одиночеством. Гиацинт – числом бутонов намекал на день встречи.
Колокольчик – тем же образом указывал на час свидания. Незабудка – означала печаль. Фиалка – скромность. Васильки – доверие. Лилия – чистоту. Резеда – сердечную доброту. Клевер – ожидание.
Определенные символы приписывались и цветочным ароматам. Считалось, что запах фиалки развивает милосердие, запах герани – отвагу, мята – хитрость и влечение к торговле… Целое послание мог заменить цветочный букет.
– И все-таки среди всех цветов мира есть один, значение которого понятно всем без всякого “селама” – это вечный цветок любви, царица всех цветов – роза.
На Земле тысячи, десятки тысяч цветов – и у каждого свое назначение, свой характер, своя сказка.
II. Сегодня свои сказки рассказывает роза.
…Упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков – от снежно-белых и голубовато-сиреневых до густо-малиновых. И каждый цветок – словно строка из поэмы, нота из волшебной мелодии.
“Благоухая, розы рассказывают сказки”, – писал немецкий поэт Гейне. “Живое пламя”, – восклицал А. Блок, когда увидел среди кустов пунцовую розу. “Как луч зари”, – назвал М. Лермонтов раскрывшийся на рассвете алый бутон.
У розы свой тайный язык.
Цвет розы имеет свой символический смысл. Что обозначают розы разных цветов:
белая роза – это символ сохранения тайны, символ молчания;
желтая роза – измены, фальши, лжи;
черная роза – символ печали;
алая роза – символ любви.
А вообще у розы очень много значений: красота, совершенство, изящество, радость, любовь, хвала, слава, пышность, блаженство, пламенность, гордость, мудрость, тайна, тишина, милосердие, божественная любовь.
(Звучит песня Л. Вайкуле “Черная роза – эмблема печали”. 1 куплет и припев).
– Мы уже не раз встречали розу в литературной сказке, но мы пока не будем обращаться к ним, а главной героиней нашего урока мы сделаем Розу из сказки Всеволода Михайловича Гаршина “Сказка о жабе и розе”, которая написана в 1884 году.
Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Я.П.Полонского, где играл А.Г.Рубинштейн, известный композитор того времени. Прямо против музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма несимпатичный Гаршину… неприятного вида чиновный старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него мелькнула мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе.
(Звучит музыка Рубинштейна, и я читаю начало сказки Гаршина).
– Какая же по виду сказка Гаршина? Докажите.
– Итак, в сказке 2 мира: мир жабы и мир розы: мир прекрасного и мир безобразного. Какие же это миры? Давайте в разговоре о сказке ответим на главные вопросы: “О чем же эта сказка? Что символизирует собой роза и жаба? Какова главная мысль сказки, которую хочет автор донести до читателя? Каков смысл финала сказки: почему роза испытывает какое-то счастье?
– Итак, начинаем разговор. Но помните, что в сказке есть символы, есть подтекст. Наша цель – добраться до глубинного смысла, до мыслей и чувств писателя, выраженных в образах сказки.
– Что мы знаем о жизни розового куста?
– Почему цветок розы был роскошный, но “бледный”?
– А почему же так запущен цветник?
– Когда распустилась роза? Какие чувства испытывает роза? Почему? Что помогает понять чувства розы?
(Запах (тонкий и свежий) был ее словами, слезами и молитвами).
– Скажите, есть ли повод для слез розы? А какими могли бы быть слова молитвы этой нежной красавицы?
– А что мы знаем о жизни жабы? Почему она оказалась именно в этом запущенном цветнике?
– Какие чувства испытывает жаба? Почему? Что в ней было особенно безобразным?
– Что беспокоило жабу? Почему? (Запах розы).
– Еще раз прочитайте описание жабы и розы. Что их, в первую очередь, противопоставляет?
(Для розы – счастье жить.
Для жабы – ей было лень).
– Какие воспоминания могли бы всплыть в памяти распустившейся розы? Что происходило в цветнике 9 месяцев назад?
– Чему радовался мальчик Вася осенью? Почему? Что вы можете сказать о нем? Чем он похож на розу? (Бледный).
– Что изменилось в мае, когда расцвела роза? С чем связаны эти перемены? Почему плачет его сестра Маша? О чем мечтает Вася? Осуществимы ли эти мечты? Понимает ли это Вася? Докажите.
– Вася умирает… А роза начинает только жить, но жизнь ее коротка – всего 3 дня. Знает ли обо всем этом роза? Какое главное чувство она испытывает? (Она росла и красовалась).
– Гаршин в начале сказки говорит о людских печалях и о радости розы, о счастье жить, но во второй части меняется весь тон повествования: на место радости, счастья приходит тревога: “…и в эту короткую жизнь ей (розе) довелось испытать немало страха и горя”.
– Какой страх и какое горе испытала роза за свою короткую жизнь?
– Что чувствовала жаба, когда впервые увидела розу? Говорит ли Гаршин о зависти?
– Как жаба выражает свои чувства? Почему именно так?
– Какие чувства испытывала роза, когда услышала слова жабы? О чем она мечтала? Почему? О чем не знала роза?
– Почему слова: “Я тебя слопаю!” жаба пыталась говорить “как можно нежнее”? А какая интонация преобладает?
– И вот жаба начинает действовать… Удалась ли ей первая попытка? Почему? Что испытывает она? (Злость).
– Жаба решилась, отдохнув, снова добираться “до привлекавшего ее и ненавистного ей цветка”. Что же все-таки привлекало жабу в розе, чем же она ей была ненавистна?
– Ненависть всегда побуждает к действию. И жаба, несмотря ни на что, исполняет свой страшный план. (Читать).
– Так какой же страх испытала роза?
– Она погибла? Почему?
– Каждый писатель надеется на ум читателя и считает, что прозорливый читатель поймет, о чем хочет сказать писатель. Почему же Гаршин не допускает смерти розы в пасти жабы? Только ли о розе как цветке здесь идет речь? Или мысль Гаршина здесь глубже? Подумайте.
– Какую же печаль испытала роза? (Читать).
– Почему на похоронах среди обилия цветов все внимание обращено на розу, а девочка, сестра Васи, “поднесла к губам и поцеловала именно ее”?
– “Маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы”, – так пишет Гаршин. А почему именно так? Почему роза испытывает опять какое-то подобие счастья?
– Чем оканчивается сказка? Можно ли сказать, что мальчик умер, роза осыпалась, завяла, и они навсегда ушли с земли? Или все-таки что-то остается после них?
– А теперь давайте вернемся к началу урока. Вспомните, как появился замысел сказки, вспомните сказку и наш разговор и ответьте на главные вопросы урока:
– О чем же эта сказка? Что символизируют собой роза и жаба, их конфликт? А в чем символичность образа мальчика и девочки?
– Какова главная мысль сказки, которую хочет Гаршин донести до читателя?
– Сказка Гаршина воспитательная (дидактическая). Так что должна воспитать эта сказка у юного читателя?
– Сказка Гаршина и философская, и воспитательная. О каких жизненных проблемах размышляет автор?
На доску – запущенный цветник:
I Мир розы
1) Роскошный бледный цветок розы. Роза точно плакала от счастья жить.
2) Голубое небо, свежий утренний ветерок, лучи сиявшего солнца. Запах тонкий и свежий, который был ее словами, слезами, молитвами.
3) Роза была счастлива.
4) Вася, маленький мальчик лет 7, с большими глазами и большой головой на худеньком теле.
5) Ах, как хорошо!
Роза – это…
II Мир жабы
1) Жирная, старая жаба, едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону, ей было лень подвинуть ее к брюху.
2) Сорные травы: крапива, чертополох. Местечко потенистее и посырее.
3) Жаба с ненавистью смотрела на цветок: “Я тебя слопаю!”
4) Смерть.
5) Ах, какая гадость!
Жаба – это…

В. Дома. Посткоммуникативная фаза: “Когда роза начала вянуть, ее положили в толстую старую книгу и высушили, а потом, уже через много лет, подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю”.
– А вы дома, напишите всю эту историю, но от имени, от лица розы, которая и рассказывает всю эту историю Гаршину.

Александр САПА,
учитель литературы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте