Окончание.
По мнению З. Фрейда, индивидуальная свобода не является культурным благом. Она была максимальной до всякой культуры, не имея в то время, впрочем, особой ценности, так как индивид не был в состоянии ее защитить. И для характеристики культуры немаловажен способ, каким регулируются взаимоотношения людей, социальные отношения, касающиеся человека в качестве соседа, рабочей силы, сексуального объекта для другого, члена семьи, государства. Следующей культурной характеристикой является требование справедливости, т.е. гарантия того, что раз установленный порядок не будет нарушен в пользу отдельного индивида. Свобода ограничивается вместе с развитием культуры, а справедливость требует, чтобы ни от одного из этих ограничений нельзя было уклониться.
Немалая часть борьбы человечества сосредоточивается вокруг одной задачи – найти целесообразное, т.е. счастливое, равновесие между индивидуальными притязаниями и культурными требованиями масс. Фрейд задается вопросом, достижимо ли это равновесие посредством определенных форм культуры, либо конфликт останется непримиримым. Такова, по мнению известного основоположника психоанализа, одна из роковых проблем человечества. Пока мы убеждаемся в правоте высказанного Фрейдом положения о том, что хотя “культурные запреты” господствуют в огромной области культурных отношений между людьми, они – причина враждебности, с которой вынуждены вести борьбу все культуры.
Ученики заинтересованно спрашивают: “А почему ни в одной культуре не удавалось создать порядок, при котором человек формировался бы в нужном направлении, причем с самого детства?”
Поищем ответ на этот вопрос у американского философа культуры Джеймса Керна Фейблмана (р. 1904) в его книге “Теория человеческой культуры”. Он, исследуя культуру, выделяет семь основных типов культуры. Основанием для выделения идеальных типов служат различия в содержании элементов культуры у индивида. Выделенные им 7 типов таковы: допервобытный, первобытный, военный, религиозный, цивилизационный, научный и постнаучный. Реальные культуры, как пишет сам Фейблман, включают в себя одновременно более одного типа культуры. Смена культур обусловливается, по его мнению, изменениями в мировосприятии личностей.
Человеческий индивид купается в атмосфере культуры. Он оказывается рабочей единицей в рамках культуры. Это не означает, что влияние культуры на человека абсолютно; вовсе нет. Американский философ культуры говорит об окружающем человека мире, в котором действует наравне с законом случай. Он перечисляет такие произвольные и непредвиденные события, как удача, судьба, благоприятная возможность, случайность, риск, приключение, неожиданность. Они действительно существуют. И человек им подчиняется. При этом действует закон эмпирических уровней. Мне интересны рассуждения Фейблмана еще и потому, что в их орбиту включены оба преподаваемые мною школьных предмета: экономика и граждановедение. Используя учение о слоях или уровнях, автор рассматривает экономику как низкий уровень бытия, который более высокому, социальному слою поставляет случайные события.
Типы культуры и типы личностей
Одно время, замечает Фейблма, бытовало мнение, что существуют лишь два типа культуры, а именно: первобытный и цивилизационный. Предполагалось, пишет он в своей ранее уже упоминаемой “Теории человеческой культуры”, что все первобытные люди находились на одном уровне культурного развития, а также и то, что все цивилизованные народы более или менее “цивилизованы” и поэтому в равной степени “развиты”. Но это, по его мнению, очень далеко от истины. Он выделяет семь типов культур, из которых первые четыре относят к “ранним”, а последние три к “развитым”.
Знакомлю учеников вкратце с признаками цивилизационного и научного типов культуры, поскольку именно к такому типу личностей отнесли себя подростки.
Для цивилизационной, или урбанистической, культуры характерно следующее: мы довольствуемся лишь действительностью, которую можем познать чувствами, в телесных ощущениях, и мысленно, посредством деятельности нашего мозга. Поэтому процветают литература и искусство как способы самовыражения. То же имеет отношение к науке, поскольку утверждается, что существуют мыслительные законы, являющиеся неотъемлемой частью неведомого внешнего мира. Высоко ценится рациональность, понимаемая как собственный образ мысли. Ни в какую загробную жизнь не верят. Служение обществу является целью лишь для тех старомодных людей, которые все еще не потеряли совесть. Общество склонно к стяжательству. Цивилизационный человек получает максимальное удовлетворение от жизни, окружив себя всевозможными приспособлениями, какие только в состоянии придумать, чтобы добиться физического комфорта. Он стремится к разнообразию и в его поисках склонен к контактам с другими культурами. Образование, а вместе с ним и внедряемые в жизнь научные достижения процветают. Природа и ее законы механики служат источником всех действительных ценностей, которые требуются. Это превращает каждого человека в известном смысле в своего собственного бога. Человек, личность становится мерой всего – и божественного и человеческого. Наличие морального добра в этом мире становится, хотя и не настоятельной, проблемой религии.
Слово
Вернемся к основной теме разговора – свободе слова. Что такое свобода, мы с вами выяснили – это возможность поступать, как хочется. Тогда, рассуждая логически, свобода слова – это значит говорить, что хочется. “Не так ли?” – спрашиваю я учеников. Они молчат, чувствуя парадоксальность такого логического хода. Но при этом, напоминаю я, необходимо учитывать, что, будучи неограниченной по своей сущности, свобода как раз предполагает этику, чтобы сделать людей неограниченно ответственными за все то, что они делают и позволяют делать другим. Мы говорили, что первоосновой или первосущностью каждого человека является влечение и дух. Слова составляют язык – наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа. Слово – сосуд для нашего духа, из которого мы выплескиваем его на весь мир. Говорящий всегда что-то выражает, обращается ли он к себе (интроекция) или к тем, с кем он говорит. Эта отнесенность к другому (в качестве воздействия) является уже вторжением в сферу свободы, она есть “действие”. Потому что под каждым словом, которое я произношу, я что-то подразумеваю. Слово находится между сознанием и мыслимым предметом. Оно участвует в бытии обоих.
Притча И. Христа “О сеятеле”
Иисус учил на берегу озера. Вокруг него собралось столько народу, что он вынужден был сесть в лодку, отплыть немного и оттуда говорить народу. Он учил примерами. Например, рассказ о крестьянине, засеявшем поле.
“Один крестьянин вышел в поле сеять. Когда он разбрасывал семена, то несколько зерен упало у самой дороги. Прилетели птицы и склевали их. Другие зерна упали на мелкую каменистую почву, они взошли быстро, но, когда наступил зной, ростки увяли и засохли, потому что глубоких корней у них не было. Другие упали в сорную траву, и сорняки не дали им прорасти, заглушили. Но семена, которые упали на плодородную почву, дали прирост в тридцать, а то и в шестьдесят и даже в сто крат!” Потом Иисус добавил: “Слушайте внимательно, что я говорю”.
Позже, когда народ разошелся и с Иисусом остались только двенадцать и другие ученики, они спросили его: “Что значит эта притча?”
Иисус ответил: “Тайны Божьего Царства доступны не всем. Сеятель сеет слово. Есть люди, которые похожи на семя при дороге. Как только они услышат слово, то приходит Сатана и похищает его из них. Другие – как семена на каменистой почве, они слышат слово и сразу же принимают его. Но так как корней глубоких у них нет, то они весьма недолговечны. Когда из-за принятого ими слова они встречают трудности и преследования, они не выдерживают. Другие – как семена в сорняках. Они слышат слово, но повседневная суета, ложь, богатство и суетные желания приходят и заглушают слово, делая его бесплодным. Другие же – как семя, посеянное на плодородной почве. Они слышат слово, принимают его и приносят плод – в тридцать, шестьдесят, а то и во сто раз больше посеянного”.
В притче Иисуса обращено внимание на эту сторону взаимосвязи, а именно на почву, т.е. сторону, принимающую зерно. Но ничего не сказано ни о качестве самого зерна, ни о сеятеле. Думаю, что плоды содеянного зависят и от этих компонентов. В случае с Христом нельзя усомниться в его намерениях посеять любовь в душах ему внемлющих. Качество же зерна несло в себе доброе, светлое, вечное. Но есть и слово, которое несет зло, и безответственные сеятели, а то и злонамеренные пахари. И говоря о свободе слова, необходимо иметь в виду и ответственность, которую человек должен нести за него, и цели, которые он ставит, разбрасывая свои внешне привлекательные семена.
Значит, через слова мы выплескиваем в мир то, что внутри нас. Если внутри себя мы обретем мир и любовь, следовательно, снаружи нас будет окружать то же самое. В это трудно поверить, но теперь и физики подтверждают научно, что мир един и что все в мире взаимосвязано. Даже принимая такую точку зрения, мы в повседневной жизни ею не руководствуемся. Мы уповаем на изменения во внешнем мире и не хотим работать с нашими мыслями, которые порождают то, что нас окружает.
Этика
Как было упомянуто выше, чтобы пользоваться свободой, и в том числе свободой слова, человек должен придерживаться этических ценностей. Что такое этические ценности?
Этика – учение о нравственности, морали, один из основных исторически сложившихся разделов философии наряду с онтологией (учением о бытии), гносеологией (теорией познания), логикой и эстетикой. Впервые термин употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования – “практической” философии. Она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. Требования человеческого существования приводят к тому, что в оценивающем сознании постоянно появляются новые ценности, а другие выпадают из него. По содержанию различаются вещные ценности, логические, этические и эстетические: приятное, полезное и пригодное; истина, добро, прекрасное.
В царстве этически значимых ценностей различаются: 1) главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все другие этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, свободы воли, целеустремленности); 2) добродетели. Четыре кардинальные добродетели по Платону: мудрость, мужество – волевая энергия, благоразумие – чувство меры, самообладание, справедливость. Три христианские добродетели: вера, любовь и надежда.
Обратимся к этическим положениям разных народов.
Конфуций
Один из разделов учебного пособия по граждановедению называется “Мудрые мысли”. В нем нам встречались высказывания Конфуция. Это виднейший китайский мыслитель и политический деятель, основатель китайской государственной религии – конфуцианства. Оно представляет собой философию морали, облеченную в религиозную форму. В конфуцианстве существует учение о “благородном муже”, следующем установленному правилу, порядку, называемому Ли.
Итак, ученик Цзы – Гун спросил учителя: “Можно ли одним предложением выразить правило, которому необходимо следовать всю жизнь?”
Учитель ответил: “Можно. Чего не желаешь себе, того не делай другим”.
Конфуций сказал: “Благородный муж думает о долге, а мелкий человек – о выгоде”.
Этика Сократа
Это имя тоже известно ученикам. Они знакомы с его мудрыми высказываниями. Он принадлежит древнегреческой философской школе. На первом месте в его деятельности философа стояла этика. Его интерес был направлен не на изучение законов природы, а на выяснение нравственных понятий. Он считал, что добродетель есть знание, а именно знание добра. Но в чем состоит добро вообще, к знанию которого сводится всякая добродетель? Сократ считал таким общим добром заботу о душе и ее совершенствовании.
Этика Льва Толстого
Вопрос о смысле жизни был для Толстого “главным”, определяющим судьбу и духовный рост личности. Именно своей обращенностью к проблемам психологии души, религиозной нравственности и самосовершенствования он оказал влияние на мировую культуру. Его удручало, что люди заняты суетой и повседневностью. Вопрос о смысле жизни переплетается у Толстого с проблемой нравственного совершенствования и духовного роста. Здесь может быть разный выбор – религиозный или светский, – важно, однако, чтобы человек не оставался на ступеньке “растительной” или “животной жизни” (“жизни в теле”), а жил духовной, нравственной жизнью.
В заключение обсуждения понятия “свобода слова” обращаю внимание подростков на то, что каждое новое поколение, каждый новый человек в своей жизни снова и снова встречается с конфликтами и противоречиями жизни. Они составляют, по выражению немецкого социолога и культуролога Г.Зиммеля, “трагедию творчества”. Подрастающему поколению в наследство достаются экологические проблемы. Их можно отнести к современной ценностной категории. Экологическое мышление должно стать господствующим для всего человечества, объединив различные философские учения. Люди в своем поведении и в качестве личности, и в качестве общества должны придерживаться экологической этики. Основа современной нравственности – экологическая совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека.
Тамара БЕЛОВА,
учитель
Комментарии