search
main
0

Благодаря студентам мы обеспечены компьютерными разработками на сто процентов. Виктор ДЕМИН

Как-то так получилось, что вектор усилий, направленных за последние годы на информатизацию системы образования страны, в гораздо большей степени коснулся школ и в меньшей – профессиональных училищ и колледжей. Между тем здесь также есть свои успехи и провалы. О сложившейся ситуации рассказывает президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, директор Красногорского оптико-электронного колледжа Виктор ДЕМИН.

СтатфактВ Красногорском оптико-электронном колледже функционируют 12 компьютерных классов, в которых установлено более 250 единиц вычислительной техники на базе процессоров от Intel Pentium до Intel Pentium IV, мультимедийные проекторы, принтеры, сканеры, плоттеры, копировальные аппараты. С учетом сменности один компьютер приходился на двух студентов. В начале года были установлены 3 сервера, все машины объединены в единую локальную сеть колледжа и имеют возможность с любого рабочего места использовать ресурсы как внутренней Интрасети, так и Глобальной сети «Интернет». За счет бюджетных средств пополнился парк вычислительной техники. В кабинетах и лабораториях колледжа установлены новая оргтехника, мультимедийные проекторы, кондиционеры.Более 20 учебных помещений, в том числе кабинет интенсивных методов обучения, лаборатории специальной оптической техники, лингафонный кабинет, музей, кинозал, оснащены электронными учебниками и пакетами прикладных программ, видеофильмами и аудиоматериалами, современными приборами и оборудованием. Библиотечный фонд колледжа насчитывает более 50 тысяч экземпляров, в том числе фонд электронной библиотеки.

– Виктор Михайлович, что уже сделано в области информатизации в среднем профобразовании?

– Успехи информатизации налицо. В рамках ПНП «Образование» и ФЦП «Образование» она уже стала частью государственной доктрины и получила мощную финансовую поддержку. Сейчас такие понятия, как «сайт», «вычислительный центр», «локальные сети», стали уже не модными, а вполне системными и прочно вошли в сленг СПО. Нет такого федерального округа, где не был бы создан профильный портал по линии либо нашего Союза директоров ссузов России, либо научно-методических центров или тех учебных заведений, которые стали экспериментальными площадками в рамках нацпроекта.

Очень многое для развития этих электронных ресурсов делают и Минобрнауки России, и Рособразование, и наш Союз. Например, стало уже традицией проводить конкурсы на лучший сайт. Важно отметить и то, что государство выделяет вычислительную технику и ее периферийные системы. Так, только в этом году в рамках ФЦП «Образование» учебные заведения системы СПО дополнительно получат комплекты компьютерной техники на 200 миллионов рублей. Это оборудование не только позволит улучшить базу, условия, технологии обучения, но и поможет взаимодействию учебных заведений с центром, друг с другом, с работодателями и семьями учащихся. В нашем Красногорском колледже, например, установлены киоски и плазменные поверхности, при помощи которых студенты и их родители могут посмотреть успеваемость конкретного человека, получить дополнительную информацию по изучаемым предметам и так далее.

Стоит сказать и об открытом дистанционном образовании. Несмотря на то что оно начинает все больше доминировать в вопросах обучения, законодатели еще не проработали соответствующую юридическую базу. Тем не менее стали возможны диалог преподавателей со студентами и проверка знаний на расстоянии. Лидеры в этой области – учебные заведения Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Поволжья, Урала, где наблюдается масштабная консультативная работа колледжей и училищ с учащимися.

– Существуют ли какие-то специфические проблемы для техникумов, которые непосредственно готовят специалистов в области информатики? И насколько популярны сейчас эти специальности у молодежи?

– Стоит отметить плодотворные усилия Минобрнауки России, которое с 1 сентября 2009 года вводит новый перечень специальностей в области ИКТ. С одной стороны, он сокращен на 2 наименования, но с другой – новые специальности предполагают более комплексный и гибкий подход, позволяющий подготовить компетентного профессионала широкого спектра в области компьютерных систем, программирования, защиты информации, программного обеспечения, ремонта и наладки самого компьютерного оборудования. Проблема, однако, в том, что аккредитация новых специальностей возможна только по окончании обучения, а при ее отсутствии юноши теряют отсрочку на службу в армии и могут быть призваны в любой момент периода обучения. Но мы надеемся, что будет найдено правильное решение в интересах студентов, которые будут иметь возможность завершить учебу и пойти в армию уже готовыми специалистами.

Если же говорить о популярности, то вот вам говорящий сам за себя факт: за последние 3 года число студентов, обучающихся по специальности «информатика и вычислительная техника», выросло почти в четыре раза. Кроме того, по спросу на платных отделениях ссузов и вузов эти специальности занимают первое место. Насколько спрос соответствует предложению и качеству образовательных услуг? На мой взгляд, предложения учебных заведений на сегодняшний день могли бы быть значительно шире. Но, увы, мешает недостаточная оснащенность ресурсной базы и нехватка кадров.

– Насколько остра проблема квалификации преподавателей информатики в колледжах?

– Если ресурсная база неуклонно улучшается при поддержке государства и за счет привлечения средств, поступающих от занимающихся на платной основе, то с кадрами все далеко не так хорошо. Ни для кого не секрет, что преподаватели зачастую отстают в области применения ИКТ от своих учащихся. Я бы сказал, насколько быстро меняются новые технологии, настолько медленно педагоги осваивают новые знания. Они просто не успевают за развитием компьютерных систем. Очень остро стоит вопрос с обучением и повышением квалификации педагогов, поскольку на сегодня слишком мало центров, способных радикально, качественно и мобильно повысить уровень знаний преподавателей.

Что же делать? Привлекать специалистов со стороны? Но ведь зарплаты у нас не такие большие, да и профессионал в области компьютерной техники – не всегда хороший педагог. Красногорский колледж в этом смысле, конечно, тоже не исключение. Мы стараемся решать эту проблему по-своему. Например, наши студенты в качестве помощников заведующих лабораториями существенно помогают преподавателям. А педагоги повышают свою квалификацию в ИКТ в таких вузах, как МИФИ, МАДИ, МГУ.

– Все помнят судебный процесс над директором школы Александром Поносовым, использовавшим нелицензионное программное обеспечение. Учебных заведений СПО эта проблема коснулась?

– В последнее время ее начали реально решать в рамках ПНП «Образование». Кроме того, поставщики теперь просто не рискуют поставлять учебным заведениям нелицензионное оборудование. А вот с чем сейчас реальные трудности, так это с электронными программами в конкретных областях знаний – их катастрофически не хватает.

– Ну, в вашем колледже с электронными разработками, наверное, все в порядке?

– Да, благодаря студентам мы обеспечены компьютерными разработками на 100 процентов, будь то оптика, электроника, менеджмент или другие сферы наших интересов. Дело в том, что в качестве лабораторных, практических и, конечно, дипломных работ ребята у нас сдают конкретные проекты – программные продукты, которые проходят испытание на базовом предприятии, у наших партнеров-работодателей. Студенты помогают и с программами, способствующими лучшему управлению колледжем и решению необходимых воспитательных задач.

Татьяна МОРОЗОВА, Красногорск, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте