search
main
0

Битва под Москвой

Славные страницы героической истории

Стало доброй традицией отмечать памятные даты нашей истории большими военно-патриотическими праздниками. Насыщенным на события выдался 2022-2023 учебный год в школе №1248. В течение года регулярно проводились торжественные военно-патриотические мероприятия, посвященные дням воинской славы России.

В канун празднования государственного праздника – Дня России особо хотелось бы отметить мероприятие, которое было посвящено обороне Москвы. «Битва за Москву» – так называлась большая военно-патриотическая игра, которая состоялась в нашей школе.

Вспоминая славные страницы истории нашего Отечества, стоит отметить осенние дни 1941 года, когда вся страна встала на защиту Москвы. Все – и стар и млад – в те страшные для страны дни боролись за Победу: стояли насмерть за каждый клочок земли, за каждую пядь, героически трудились в тылу. Город защищало три фронта: Западный, Юго-Западный и Калининский. Руководить обороной города поручили Георгию Константиновичу Жукову. 19 октября 1941 года город был переведен на осадное положение. Битва за Москву была в самом разгаре. Наступление противника было остановлено. Стоит отметить, что в это время, в ноябре 1941 года, прежде журналист и поэт, а в военное время командир саперного взвода младший лейтенант Марк Лисянский набросал в блокноте стихотворение «Моя Москва», для которого впоследствии композитор Исаак Дунаевский написал музыку, и теперь это гимн Москвы.


Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва.

Взять столицу фашистская Германия планировала к 7 ноября. В этот день на Красной площади прошел парад советских войск. С парада бойцы сразу уходили на фронт. В декабре в битве наметился перелом. 5 декабря 1941 года наши войска перешли в контрнаступление и при поддержке авиации заставили неприятеля отойти на несколько сотен километров от Москвы. Победа под Москвой имела огромное значение. Был развеян миф о непобедимости немецкой боевой машины.

Именно этим памятным дням была посвящена военно-патриотическая игра «Битва за Москву». Почетным гостем мероприятия стал участник Великой Отечественной войны Семен Яковлевич Люлько. В 1941 году он трудился слесарем-сборщиком на 499‑м авиазаводе в Бескудникове под Москвой, а в октябре 1941 года вместе с другими рабочими был мобилизован на строительство оборонительной линии на Волоколамском направлении. В 1943 году добровольцем ушел на фронт, прошел с боями 800 километров, освобождал Венгрию, Австрию, Чехословакию, был ранен, но остался в строю. За время войны совершил 102 прыжка с самолета. Награжден орденом Великой Отечественной войны I степени, медалями «За освобождение Будапешта», «За освобождение Праги», «За взятие Вены», «За отвагу», «За победу над Германией», «За оборону Москвы».

Организовали игру юнармейцы школы вместе с координатором отряда Станиславом Александровичем Медведевым, кадеты 9‑го «Е» класса (классный руководитель Галина Валерьевна Беркутова).

В этой игре приняли участие ученики 5-11‑х классов, всего более 400 человек. Игра проходила в актовом зале, который на это время стал настоящей ареной боевых действий. Для участников военно-патриотической игры была организована обширная выставка «Ожившие свидетели эпохи», на которой были представлены образцы военной формы солдат, офицеров и генералов РККА. Многочисленные предметы фронтового солдатского быта: расчески, бритвы, помазки, спичечницы, зажигалки, ложки, кружки, котелки, перочинные ножи, мундштуки, офицерские линейки, химические карандаши, солдатские медальоны, пробитые пулями фляги и саперные лопатки. Большим интересом пользовались макеты образцов стрелкового оружия, легендарная снайперская винтовка Мосина, пистолеты и автоматы, миномет и пулеметы.

На торжественном открытии выступили юнармейцы школы №1248, с приветственным словом к участникам обратилась директор школы Нина Ивановна Никитина, а затем о тяжелых днях обороны столицы рассказал ветеран Семен Яковлевич Люлько. Игра проходила в несколько этапов, на каждом из которых три класса (три команды) из одной параллели занимали три блока в зале. Это были места их дислокации. Команды получали наименования в соответствии с наименованиями фронтов, которые защищали Москву: «Юго-Западный фронт», «Западный фронт» и «Калининский фронт». Ведущий (главнокомандующий) назначал капитанов команд (командующих фронтами). Каждый капитан команды (командующий фронтом) делил команду на 6 частей (6 воинских частей в соответствии с родами войск), и они получали следующие наименования: «1‑я стрелковая дивизия», «2‑й кавалерийский корпус», «3‑я бронетанковая дивизия», «4‑я артиллерийская бригада», «5‑я зенитная батарея», «6‑й армейский полевой госпиталь». В соответствии с ними по периметру актового зала и на сцене были организованы и оборудованы 6 участков (этапов игры).

По команде ведущего «воинские части» каждого из «фронтов» расходились по местам выполнения заданий. Таким образом, на каждом этапе одновременно находились три «воинские части», по одной от каждого «фронта». На каждом этапе их встречали кадеты (соведущие). Они кратко рассказывали про их род войск и назначали каждой из «воинских частей» одно практическое задание, задавали один вопрос, а после оценивали выполнение практического задания и ответов на вопросы. По окончании «воинские части» возвращались в расположение своего «фронта».

Так, например, «зенитчики» должны были по изображениям на плакате изучить и запомнить советские и немецкие самолеты времен Второй мировой войны и их силуэты. Затем по сигналу «Воздушная тревога» на потолок проецировались силуэты движущихся самолетов. И каждая команда зенитчиков должна узнать их, определить по силуэту их модели, принадлежность, количество и записать. Надо было учитывать, что в небе идет бой, поэтому среди вражеских самолетов могли быть и наши. Та «зенитная батарея», которая выполнила задание быстрее и точнее, получала «благодарность командования».

Бойцы «стрелковой дивизии» должны были изучить тактико-технические характеристики и составные части оружия и выполнить на время разборку и сборку легендарного автомата ППШ-41.

«Кавалеристам» необходимо было показать, как хорошо они обращаются с шашкой. Надо было выполнить самый простой боевой кавалерийский прием – укол противника кончиком шашки. В качестве противника были мишени. Каждый участник команды должен нанести один укол шашкой как можно ближе к центру мишени.

Артиллеристам предстояло решить одну практическую задачу. Известна дальность до цели (танка), которая движется по дороге и повернута к вам бортом. Известна скорость снаряда вашего орудия. Известны скорость и длина танка. Чтобы произвести точный выстрел, необходимо сделать упреждение, а для этого требовалось узнать, за какое время снаряд долетит до танка и какое расстояние за это время проедет танк. И победителем на этом этапе становился тот, кто справился с этой задачей быстрее.

Интересные задачи стояли у «танкистов» и «медиков» в «полевом госпитале». «Командующие фронтами» тоже выполняли свои задачи.

Победителем становилась команда, у которой по результатам игры на руках было больше всего «благодарностей командования».

Ветеран войны Семен Яковлевич Люлько, который с интересом наблюдал за ребятами, сказал:

– То, что мы проводим с детьми такие мероприятия, – это отлично! Молодежь должна знать, какой наш народ трудолюбивый, героический, какой великой ценой завоевана Победа!

Эта игра была задумана для того, чтобы ребята как можно больше узнали о тяжелых днях обороны Москвы. В итоге все смогли погрузиться в атмосферу той эпохи, почувствовать дыхание истории.

5 декабря – день начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой – стал одним из дней ратной славы, а героические защитники Москвы снискали почет и уважение современников и благодарную память потомков.

Сергей ЗАБЕЛИН, кадетский воспитатель 9‑го класса школы №1248

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте