Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Общество

Библиотека – дом твоих друзей

УГ - Москва, №43 от 27 октября 2020. Читать номер
Автор:

Октябрь – месяц, радующий Международным днем школьных библиотек. Главными затейницами многих познавательных и веселых событий школы №1173 являются педагоги-библиотекари. Мы все их хорошо знаем и любим. Они работают в школе не по одному десятку лет, поэтому тоже знают в лицо почти всех учеников. И для многих ребят наши библиотекари становятся старшими товарищами, к кому можно обратиться с любым волнующим вопросом.

Библиотекарь должен быть психологом, чтобы находить взаимопонимание с каждым читателем (а мы все такие разные!), иметь широкий кругозор, обладать энциклопедическими знаниями, уметь поддержать беседу на любую тему. В этом убедились спецкоры школьного пресс-центра. Ребята пообщались по душам с библиотекарями, причем темы для разговора были самыми неожиданными.

Александр ПРОХОРЕНКО, ученик 11‑го класса:

Любительница сказок и детей

В библиотеке, где работает Татьяна Ивановна Григорьева, мне сразу бросилась в глаза табличка с цитатой Алишера Навои: «Книга – учитель без платы и благодарности». Честно говоря, мне сразу же захотелось поспорить с автором. Ведь книги всегда были и остаются весьма дорогим удовольствием, если их покупать. К примеру, я не могу себе позволить покупать книги, которые намереваюсь прочитать, потому что читать я люблю все – от классики до фантастики. Да и понятно, что содержание книги может оживать только в нашем воображении во время чтения. Поэтому вроде бы и благодарить особо некого, кроме как самого себя, за мыслительную деятельность и автора, который помог на эти мысли «раскрутить». Лично мне была бы ближе цитата типа такой: «Книга – бесценный, бессмертный и безмолвный учитель, благодарный своим ученикам – читателям». Я безмерно рад, что в мире придуманы библиотеки с огромным количеством таких книг-учителей, где можно бесплатно выбрать любую на свой вкус. И я безмерно рад, что в нашей школе есть такое волшебное место под названием «школьная библиотека» и что в нем работают такие интересные библиотекари, как Татьяна Ивановна.

Татьяна Ивановна Григорьева – большая любительница сказок и детей. Именно любовь к детям, книгам и всему хорошему в жизни и привела ее в эту профессию. Мы беседуем.

– Татьяна Ивановна, если бы вы могли отправиться в абсолютно любую историческую эпоху, какую бы выбрали?
– Я бы отправилась в какой-нибудь красивый район Франции во времена Людовика XIII. Или в сказочную страну.

– Если бы вы могли научиться любому навыку за 30 минут, чему бы научились?
– Я бы научилась вязать разнообразные вещи внукам.

– Представьте, что у вас есть армия. Для каких целей вы бы ее использовали?
– Только для парадов. Мне кажется, армия не должна быть использована для других целей. Никакой войны.

– Если бы вы могли поставить фильм, про что бы он был?
– Наверное, про детей, потому что ничего в жизни важнее нет. Ну или занялась бы экранизацией классической сказки – опять-таки для детей.

– Какая вам интересна культура помимо нашей?
– Меня интересует более углубленное изучение ислама и буддизма.

Смысл жизни – дарить радость всем

При встрече с Ириной Михайловной Дашимовой мы много говорили о книгах, просто о книгах, потому что говорить о любимых книгах смысла не было никакого, ей нравится все, что ни прочитает, потому что во всем есть смысл, даже явная бессмыслица побуждает к размышлению. А это в чтении и есть самое главное. Но я приготовил Ирине Михайловне много других вопросов, на которые получил весьма любопытные ответы.

– Ирина Михайловна, как вы относитесь к тому, что сейчас набирают популярность электронные книги?
– Электронные книги никогда не заменят книги на бумажных носителях (традиционные). Их нельзя сравнивать. Когда ребенок работает с настоящей книгой, он может ощутить ее тактильно, это помогает особенно глубоко воспринимать текст. Книга оживает от тепла рук читателя и становится его спутником и другом. Это совсем другое, нежели чтение с экрана.

– Можете назвать свою любимую книгу из детства?
– Книга Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

– Какое поведение в библиотеке вы бы отнесли к непристойному?
– В библиотеку не следует входить без приветствия библиотекаря и вести себя развязно – это элементарная вежливость. Не следует переворачивать книги в раскрытом виде (существуют закладки).

– Как вы относитесь к нецензурной лексике?
– Отрицательно. Ее нельзя применять в общении с образованными людьми. Тот, кто матерится, не уважает себя.

– Если бы вам подарили миллион рублей, как бы вы им распорядились?
– Я бы их разделила. Часть отдала бы внукам на жилье, другую бы потратила на восстановление своего здоровья и на благотворительность.

– Если бы вы могли научиться любому навыку за 30 минут, чему бы научились?
– Я бы научилась рисовать. Моя мечта – рисовать картины маслом. Иногда так хочется нарисовать красивый пейзаж себе в удовольствие.

– В чем смысл жизни?
– Мне кажется, смысл жизни в том, чтобы дарить радость всем.

Олег БЕЛОУСОВ, ученик 11‑го класса:

Книга – спасение от невежества

Тамара Сергеевна Сахарова по образованию учитель русского языка и литературы. 20 лет преподавала предмет «Мировая художественная культура» и много лет работает библиотекарем. Она из семьи потомственных педагогов: дедушка и бабушка, мама и папа были учителями. Поэтому с выбором профессии не было никаких сомнений.
Особую любовь к книгам и к педагогике укрепила учитель русского языка и литературы Людмила Ивановна Матвеева, у которой училась Тамара Сергеевна.

Основной книгой жизни, к которой Тамара Сергеевна очень часто возвращается (вспоминает), является «Война и мир» Л.Н.Толстого. Хотя у нее много любимых писателей и любимых книг, больше всего душа тянется к сказкам. Особенно любит сказки Ханса Кристиана Андерсена – там столько метафор и красивый язык! А для Тамары Сергеевны как учителя русского и литературы важен даже не столько сюжет, сколько язык произведения.

Вообще у нее особое отношение к русскому языку. Нам надо сохранять русский язык и всеми силами стараться защищать его от проникновения иностранных слов, которые, по мнению Сахаровой, только засоряют наш и без того богатейший язык.

Наши школьные библиотеки чудесным образом объединяют людей. И если человеку как-то не по себе, он тянется сюда, приходит почитать, отвести душу, пообщаться с библиотекарем, поделиться эмоциями и услышать от него дельный жизненный совет.

– Библиотека не должна быть скучной. Это самое главное, – отметила в разговоре со мной Тамара Сергеевна. – Слово «книга» не должно у детей ассоциироваться с чем-то скучным. Что я делаю для этого? Стараюсь находить подход к каждому читателю. Допустим, взял ученик книгу почитать, но вернул ее буквально на следующий же день. Ясно, что он не успел ее прочитать или даже не начинал. И при этом он говорит, что не будет больше брать книжки. В такой ситуации я усаживаю ребенка за стол, сажусь рядом и начинаю ему читать ту самую книгу, которую он вернул, пытаюсь заинтересовать его. Обычно после таких совместных занятий ребята продолжают читать и втягиваются, становятся нашими постоянными читателями.

Тамара Сергеевна очень интересный и глубокий человек. Наша с ней беседа затянулась почти на три часа. Мы обсудили очень много тем, поговорили о жизни, о культуре, о политике и даже о театре.

– Тамара Сергеевна, как вы считаете, можно ли актеру переигрывать в театре, давать чрезмерную эмоциональную окраску?
– В каких-то моментах это допустимо, у каждого свой вкус. Главное, чтобы зритель не потерял интерес к спектаклю. Я иногда могу выйти из зала, если постановка мне неинтересна.

– Какой ваш любимый период в истории?
– Конечно же XIX век. Это век красоты, элегантности и французской моды. Я всегда хотела выучить французский язык, умею танцевать вальс.

– Как вы считаете, следует ли отменить домашнее задание в школе?
– К этому вопросу надо подойти очень деликатно, потому что, с одной стороны, есть информация, которую вы не сможете усвоить за один урок, и поэтому домашнее задание нужно, с другой – если вас загрузят домашним заданием, у вас не останется времени на себя, поэтому надо найти компромисс.

– Если бы у вас была армия, как бы вы с ней поступили?
– Я бы превратила ее в армию читателей.


Комментарии

Как вы оцениваете идею подготовки вожатых, которые в дальнейшем вместе с учителями будут заниматься воспитанием в школах?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt