Потерю работы и неопределенность социально-экономического положения безработные воспринимают как потерю жизненной перспективы. Причем далеко не каждый безработный может сам справиться с проблемами, вызванными потерей работы и трудностями с ее поиском.
Сегодня помощь незанятому населению оказывают центры занятости населения, но она должна сводиться не только к материальной поддержке и информационно-посредническим услугам, но и к адекватной и системной организации профессионального обучения.
Практика профессионального обучения безработных граждан в нашей стране насчитывает немногим более 10 лет. Ведущим инструментом активной политики занятости стали государственные службы занятости населения, направляющие безработных граждан на профессиональное обучение, которое включает в себя три варианта дополнительного профессионального образования: профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Но следует отметить, что в этом процессе есть немало проблем. Услуги по профессиональной ориентации, осуществляемые для содействия гражданам в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей граждан, содействии непрерывному росту профессионализма личности, оказываются не всегда репродуктивными.
Репрезентативность учебного процесса безработных граждан в учебных образовательных заведениях, в том числе средних специальных, – это сложный и многогранный процесс.
Во-первых, безработные граждане зачастую отказываются от профессиональной переподготовки из-за отсутствия денежных средств на проезд, из-за дальности регионального расположения учебного заведения от места их проживания.
Во-вторых, есть комплексная ситуационно-ролевая дезадаптация, проявляющаяся на эмоциональном, когнитивном, ценностном и поведенческом уровнях.
В-третьих, налицо нежелание безработных граждан проходить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации из-за неправильного подхода сотрудников ЦЗН к комплектации учебных групп, которую они проводят спонтанно по плановому методу, без учета возрастного ценза, имеющегося образования и профессиональных навыков данной категории граждан.
В-четвертых, индивидуумы не готовы к переменам образа жизни, у них есть иждивенческие и пессимистические настроения, отсутствуют навыки самостоятельного поиска работы.
В-пятых, наблюдается неприменение себя в новом профессиональном качестве после обучения.
Итог – появление вторично безработных граждан, свидетельствующее о том, что потенциал этого рычага помощи не использовался в полной мере. Отсюда следует вывод, что все проблемы возникают из-за несоответствия между заинтересованностью общества в повышении эффективности профессионального обучения безработных граждан и отсутствием целостной модели сопровождения этого процесса. Сопровождение обучения безработных граждан следует рассматривать как особую форму организации помощи этой категории граждан, представляющую собой постепенную и планомерную работу по решению и предупреждению проблем субъектов сопровождения, проводимую в течение заранее определенного времени и в единстве с основным процессом.
Для этого понадобится переосмысление сущности, структуры и содержания помощи безработным гражданам, а именно:
– обучающие и коррекционные мероприятия, проводимые службой занятости населения, должны быть не разовыми, а охватывать всех нуждающихся и иметь непосредственную связь с профессиональной подготовкой и переподготовкой данной категории граждан;
– выделение профессионального обучения как приоритетного направления помощи государственной службы занятости населения и готовность самих граждан этой категории эффективно воспользоваться предлагаемыми образовательными услугами.
Надо сказать, что есть низкая готовность к обучению безработных граждан, трудности в освоении ими роли учащегося и последующем самостоятельном поиске работы, а средства преодоления этих затруднений недостаточно разработаны, что и обусловливает актуальность заявленной темы статьи на научно-методическом уровне.
Между тем повышение эффективности профессионального обучения безработных граждан требует комплексного подхода и использования различных мер и средств помощи. В связи с этим доминантными должны стать:
• переосмысление ценностных ориентиров и выделение совокупности несоответствий, рассогласований и противоречий;
• обозначение поиска и выбора содержания, технологии сдерживания и преодоления безработицы;
• индивидуализация характеристик направляющихся на обучение;
• создание специально организованных условий обучения со специфическим содержанием учебных программ, учитывающих цели, задачи, функции обучения;
• вовлечение их в образовательную деятельность и повышение ее эффективности в условиях государственной службы занятости населения.
Для повышения эффективности профессионального обучения, вероятно, необходимо оказывать помощь, нацеленную на изменение ценностных ориента-ций личности в соответствии с активной политикой занятости, развитие качеств адаптивного поведения, востребованных на рынке труда, приобретение знаний, умений, навыков, необходимых в учебной деятельности и трудоустройстве.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предлагаем ЦЗН:
• определять сущность профессионального обучения безработных граждан, организованного государственной службой занятости;
• выявлять структурные, содержательные и технологические компоненты сопровождения безработных граждан в процессе их профессионального обучения;
• обосновать опытно-поисковым путем эффективность сопровождения безработных в процессе их профессионального обучения в условиях государственной службы занятости населения.
Учебным заведениям необходимо проводить оперативное обновление запланированных ими целей, задач, функций, принципов и методов обучения в соответствии с жестким отбором и четким структурированием материала, ориентируясь на потребности современного рынка труда.
Профессиональное обучение безработных граждан должно стать важной составляющей для повышения качества рабочей силы, повышения конкурентоспособности на рынке труда и повышения спроса на труд со стороны работодателей.
Комментарии