Каприз природы, как продукт дарвиновской эволюции, сделал новорожденного человеческого ребенка совершенно беспомощным, не обладающим необходимыми для жизни навыками. Всему – от умения держать голову до умения расщеплять ядро атома – человек должен научиться сам, а если быть точнее и честнее – его должен кто-то этому научить. Благодаря такому природному феномену люди постоянно вступают в учебные отношения, где одна сторона – учитель, а другая – ученик. Неандертальцу, обучающему сына метать копье, было значительно легче оценивать результат обучения (попал/не попал), чем, скажем, Циолковскому, втолковывавшему таблицу умножения боровским школярам. Проблема калужского учителя математики встает перед любым его коллегой в полный рост.
Любой современный учитель знает, как оценить ребенка, какую отметку ему выставить и как этой отметкой стимулировать. А если отметки нет? Что делать? И самый животрепещущий вопрос: «А оно надо? Пятьсот лет жили с отметками и еще пятьсот проживем!» Этим радикальным вопросом задавались и мы, наблюдая за Теми Кто Попробовал. Ответ же на этот вопрос для нас был однозначным: «Нам – надо!» Вот так мы и примкнули к касте Тех Кто Попробовал. Мы – это коллектив модуля начальной школы вешняковской лингвистической гимназии №1389. Лето мы провели в размышлениях и теоретизировании, а три первых месяца учебного года окунулись в эксперимент. Практически сразу мы обнаружили мощный плюс и тяжелый минус безотметочного обучения. Безотметочное обучение – это взгляд назад, взгляд, обращенный в историю. Отметка как таковая появилась в XVI веке, и придумали ее, конечно же, иезуиты, для создания конкуренции в своих массовых школах, совмещая ранги с поощрениями и наказаниями. Следует отметить, что сделали они это из гуманистических соображений, на порядок уменьшив количество телесных наказаний и повысив привлекательность своих школ. Светское образование заимствовало эту практику, и вот уже почти полтысячелетия отметка является вожделенной добычей школьника и студента. Однако время идет, диалектическая спираль делает новый виток и выходит на новый уровень. Да-да, мы дожили до того самого светлого будущего, о котором грезили фантасты начала прошлого века. Дожили до того момента, когда умные машины способны работать за человека. Правда, все не так радужно, как у фантастов, но тем не менее производственные отделы транснациональных корпораций насчитывают сотни сотрудников, в то время как торговые и юридические – десятки тысяч. Скорость распространения информации достигла гигабитов в секунду, в руках наших детей компьютеры, в десятки раз превосходящие по мощности управляющие блоки космических станций, грамотность – неотъемлемый навык, как ходьба и дыхание. В том же светлом будущем замечены и светлые школы. Дети идут в школу охотно и с удовольствием, там их встречают улыбающиеся учителя. Родительские ремни покоятся в брюках, в крайнем случае в шкафах. Что-то не видно на стене красного стенда с заголовком «ПОЗОР ДВОЕЧНИКАМ!», зато улыбаются фотографии участников школьных проектов со всякими забавными или очень серьезными штуками в руках. В классах идет размеренная, спокойная работа. Каждый понимает свою цель и задачу, каждый знает, в какой точке пути он находится. Спокойное, сосредоточенное сопение, сменяющееся шумными, веселыми переменами.Ушли в прошлое разносы, ремни и розги, шапки с ослиными ушами и даже красные флажки на партах. Нужны ли иезуитские методы в современной школе? Нужна ли конкуренция в процессе обучения или психологический комфорт и снижение стресса сегодня важнее? Вот действительно правильные вопросы на тему безотметочного обучения. ФГОС отвечает на них однозначно – нет, не нужны. Да, психологический комфорт и уравновешенность в приоритете. Это и есть самый важный и весомый плюс безотметочного обучения.Балльная отметка позволяет в краткой и доступной форме донести новость об успехах учащегося до всех заинтересованных лиц, даже не имеющих педагогического или просто достаточного образования. С ростом уровня образования широких масс населения актуальность такой формы неуклонно снижается, но вызванный ею дух конкуренции остается. Отметка становится самоцелью. Теряется смысл получения знаний, умений и навыков – вполне достаточно получить достаточно высокую отметку, а дальше хоть трава не расти. Отсутствие отметки, на наш взгляд, переносит акцент с состязания на индивидуума, позволяет сосредоточиться на процессе получения знаний. Теряется смысл шпаргалки, зато растет способность к самооценке. Вот и прозвучало это слово – «оценка». Отсутствие балльной отметки отнюдь не отменяет оценки достижений учащегося. Именно в системе оценивания и кроется главная сложность для учителя, именно это мы и отметили как тяжелый минус безотметочной системы.Мало принять решение о старте безотметочной системы обучения, требуется разработать комплексный подход к этой самой системе. Очевидно, что усвоение материала идет неравномерно как отдельным учеником, с колебаниями от темы к теме, так и в классе – часть усваивает большее количество материала, часть – меньшее. Для того чтобы осуществлять объективный контроль за достижениями, необходимо вводить оценочные листы (книги, файлы), для создания которых необходимо определить строгие критерии согласно программным ЗУН из раздела «К концу обучения ученик научится». Необходимо разработать блоки контрольных работ, не забывая при этом стартовый контроль периода обучения. Потребуется знаковая система текущего оценивания, дающая процентную или иную дольную характеристику усвоению материала. Кроме того, остается открытым вопрос взаимодействия с родителями, что также требует создания индивидуальных листов взаимодействия с данными о достижениях и рекомендациями. Естественно, что вся эта работа ложится на плечи педагогического коллектива в целом и каждого учителя в отдельности. Возникает проблема увеличения нагрузки на учителей, становятся насущной необходимостью многочисленные дополнительные занятия, в том числе и индивидуальные. Ощущается некоторая нехватка времени для обработки данных учащихся в системе критериального оценивания при безотметочном обучении. Наш коллектив совместными усилиями решает эти проблемы своими силами, оттачивая первоначальные формы документооборота, делая его более удобным, на практике отрабатывая приемы работы с оцениванием учащихся и взаимодействия с родителями.Эта проблема не закрывает безотметочной системе путь в образование, однако нам кажется, что она потребует некоторых корректировок, главным образом в соотношении количества учеников и учителей. Неплохо было бы иметь соответствующие удобные электронные решения, ускоряющие процесс получения и обработки данных. Таким образом, открывается огромное поле деятельности для всей системы образования – от рядового учителя до руководства и теоретиков.В заключение хотим рассказать вам о том, чего так не хватало нам в период теоретического изучения вопроса, – о результатах. Дети у нас самые обычные. Набор по району через электронную запись. Эксперимент проводится в первых и вторых классах начальной школы. В первые дни сентября мы провели стартовый мониторинг. Полученные в результате данные позволили нам контролировать адаптационный период первоклассников и критериально оценивать формирование учебных навыков и успешность работы учителей. Для второклассников мы получили объективную картину первого года обучения и заложили основу для дальнейшего оценивания учебных достижений и работы учителей в течение года. Прошло три месяца. Мониторинг учебных достижений по итогам первого триместра показал, что заметно снизилась тревожность детей и родителей. Положителен тот факт, что родители стали лучше идти на контакт, проявляют меньше враждебности и больше конструктива. Понимая, какие именно проблемы встают перед их детьми в процессе обучения и усвоения материала, охотнее прислушиваются к рекомендациям учителя и следуют большинству из них. Учителя значительно лучше понимают картину усвоения материала в классе и по отдельным ученикам. Стартовая гонка с отработкой документации поутихла и входит в рабочее русло. Главное же заключается в том, что за первые три месяца эксперимента второклассники показали явное смещение приоритетов, то, о чем мы рассуждали теоретически выше, нашло практическое отражение. Самооценка и самоконтроль оказались интереснее отметочного состязания, и мы считаем это большим плюсом, который принесет в будущем свои плоды. Конечно, второклассник еще не может сам, без помощи взрослых, понять, что конкретно надо делать для лучшего усвоения той или иной темы, но он уже осознает, что есть вопросы, в которых он разобрался, а есть такие, которые требуют приложения каких-либо усилий, поэтому мы обоснованно надеемся, что наши дети научатся этому к четвертому классу и будут готовы к продолжению безотметочного обучения в основной школе.Константин КРУГЛЯКОВ, директор вешняковской лингвистической гимназии №1389
Комментарии