Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Это важно

Безопасность в Сети

Как управленческая команда школы может противостоять возникающим информационным угрозам?
УГ - Москва, №48 от 26 ноября 2019. Читать номер
Автор:

Согласно данным исследования «Детский рунет» 93% детей в возрасте 5‑11 лет пользуются Интернетом, при этом уже в возрасте 5‑7 лет они проводят в Сети 39% своего времени, к 8‑11 годам этот показатель вырастает до 55%.

Число эпизодов онлайн-травли школьников растет с каждым годом, и если тренд не изменится, через пару лет оно обгонит ставший уже привычным злом буллинг. Совокупная аудитория фанатских сообществ, посвященных событиям в американской школе «Колумбайн», менее чем за год увеличилась вчетверо. Крупнейший черный рынок Даркнета сделал наркотики более доступными для школьников, чем спиртное. А педагоги и родители, привыкшие к традиционным опасностям, от которых нужно ограждать детей, оказались не готовы к тому, что у Интернета есть темная сторона, и, даже узнав о ее существовании, они не представляют, как ей противостоять и возможно ли это вообще.

Сетевая беспечность подростков

Все чаще экстремисты и радикалы используют в своих целях социальные сети, Интернет. Преступники прежде всего нацелены на подростковую и молодежную аудитории, на детей с неокрепшей психикой.

Владимир Путин,
Президент РФ

Одна из важных угроз, требующая немедленной профилактики, – беспечность подростков в Сети. Подростки открыты и неосмотрительны в Интернете, информацию, которую они раскрывают, киберпреступники используют как для финансовых махинаций, так и для более страшного криминала. Анализ открытых сообществ московских и подмосковных школьников показал, что у 90% молодых людей на страницах в социальных сетях можно найти геометки, при этом у 50% были найдены метки возле собственного дома. Большинство школьников охотно и часто рассказывают в Интернете о новых покупках, прикладывают фотографии, на которых видны ценные вещи, находящиеся в квартире, и другие детали, которые сами дети сочли бы совершенно незначительными.

Сегодня появился новый вид преступников, которые собирают информацию по открытым профилям подростков в социальных сетях и продают ее на закрытых биржах злоумышленникам, которые затем могут использовать ее в довольно широком диапазоне действий, попадающих под УК РФ.

Для комплексной работы по обеспечению информационной безопасности детей вначале обучение должна пройти управленческая команда школы, чтобы руководство учреждения было в курсе последних трендов, знало, как действовать в различных ситуациях, и могло управлять и координировать работу школьной команды.
Владимир Каширов,
член президиума Координационного совета Национального совета безопасности России
Какие информационные угрозы требуют первостепенного внимания со стороны управленческой команды школы?

Эксперты отмечают, что на фоне снижения возраста интернет-пользователей в информационном пространстве одной из постоянно растущих угроз становится кибербуллинг – интернет-травля в школьной и подростковой среде. Статистически негативная тенденция подтверждается опросами, демонстрирующими рост толерантности к насилию среди молодежи. В этом году зафиксировано около 800 эпизодов кибербуллинга, получивших широкий общественный резонанс. Основными площадками в 2019 году стали ВКонтакте и YouTube, растет количество эпизодов в сети Instagram.

Еще одной информационной угрозой, имеющей очевидный социальный генезис, эксперты в сфере безопасности считают растущий в настоящее время интерес школьников и студентов к событиям в школе «Колумбайн», где в 1999 году произошло массовое убийство учеников (более 20 жертв). В частности, специалисты в течение нескольких последних лет фиксируют увеличение интереса и рост аудитории в сообществах, посвященных этому событию. По сути, можно говорить о новом деструктивном культе, обладающем всем спектром соответствующей сектантской атрибутики. В нападениях на российские образовательные организации, зафиксированных за последние несколько лет, подростки копировали «колумбайнеров» – вплоть до надписей на футболках. Совокупная аудитория групп, посвященных скулшутингу, в социальных сетях превышает 300 тысяч человек.

Другое явление – Alternate reality games, или ARG (альтернативная реальность – интерактивные компьютерные игры, использующие в качестве платформы реальный мир). Один из самых нашумевших негативных примеров ARG – игра «Синий кит» (другое название «группы смерти»). Сегодня эксперты правоохранительных структур и профильных общественных организаций классифицируют методики склонения детей к самоубийству в «группах смерти» как новые технологии социальной деструкции, предполагающие управление массовым поведением людей с помощью информационно-коммуникационных технологий. Аудитория ARG за несколько лет ее существования превысила численность в 600000 человек.

Тренинги для управленческих команд формируют безопасный облик московских школ

В текущем году Московский центр развития кадрового потенциала образования на основе мониторинга актуальных информационных угроз совместно с Медиасоветом КС НСБ России и ООПН «Безопасная столица» разработал и успешно апробировал тренинги для управленческих и школьных команд, а также интенсивные модули для классных руководителей по защите детей от опасного контента (угроз социального и технологического характера). В ходе тренинга управленцы в режиме интерактивного интенсива учатся распознавать самые актуальные и массовые угрозы и осваивают эффективные технологии работы с ними.

В первом блоке тренинга управленческая команда учится основным механизмам выявления угроз на основе анализа профилей подростков в социальных сетях. На этом этапе участники выявляют ребят, находящихся в группе риска, связанной с такими явлениями, как school-shooting, ARG, кибербуллинг и груминг/секстинг. Управленцы выявляют ключевые слова, хештеги, увлечения, фото-, видеоматериалы, ссылки, контакты и целый ряд индикаторов странички подростка, которые позволяют идентифицировать ту или иную угрозу социального характера. К примеру, анализ произошедших инцидентов в школах показывает, что во многих случаях подростки, которые совершали нападения в образовательных организациях, воспроизводили известные реплики, имена, увлечения убийц, устроивших расстрел в школе «Колумбайн». Другое явление, с которым работают члены управленческой команды, – технология ARG – игры в альтернативной реальности, иногда игры, изменяющие реальность. В ходе тренинга руководители не только узнают об этих технологиях, но и учатся направлять их на службу мирным и профилактическим целям – ведь ребенок, который может увлечься подобными играми, потенциально есть в каждом школьном коллективе.

Продолжает блок, посвященный феномену кибербуллинга, образовательный интерактив для управленческой команды школы в соответствии с авторским сценарием, в ходе которого предлагается решать кейсовые задачи, связанные с поведением основных участников конфликта в ситуации кибербуллинга. К слову, одна из наиболее часто встречающихся ошибок при работе с такими инцидентами – отсутствие заботы о том, чтобы убрать хотя бы основные очаги кибербуллинга из Сети. Специалисты часто сталкиваются с ситуациями, когда проблема решается локально, в конкретном образовательном коллективе, но через некоторое время атака на жертву повторяется со стороны совершенно другой аудитории. Помимо конкретных механизмов удаления контента из Интернета управленцы получают схему действий по работе с жертвой, агрессором и наблюдателями.

В следующем блоке управленческая команда учится распознавать специфический сленг, связанный с «темной стороной» Интернета (DarkNet), а также узнает, по каким признакам можно отличить подростка, который умеет туда заходить, и определить, с какой вероятной целью это делается, насколько серьезные угрозы это за собой может повлечь. Сегодня, по разным данным, годовой оборот рынка продажи психоактивных веществ только в одной Москве превышает миллиард долларов, более 10 тысяч человек задействованы в системе продажи наркотиков. Веским аргументом для директора школы является тот факт, что в России в среднем в квартал от 500 тысяч до миллиона подростков приобретают запрещенные препараты в DarkNet. При этом точечные опросы среди столичных педагогов и родителей школьников показывают, что из них менее 20% осведомлены о существовании DarkNet, из которых еще меньше знают о продаже наркотиков в этом пространстве. В результате обучения участники тренинга осваивают методику определения признаков того, что ребенок употребляет наркотики, работает распространителем или по иным причинам присутствует в DarkNet.

Какие же шаги в принципе позволят защититься от нежелательных контактов и не попасть в руки мошенников? Согласно исследованиям Independent Research Facility более 70% финансовой информации, которая попадает от физических лиц в руки преступников, получается при помощи фишинговых сайтов и ссылок. Технологически фишинговые сайты сегодня изготавливаются с такой степенью достоверности, что некоторые из них в принципе невозможно визуально отличить от сайта-оригинала. При этом существуют конкретные и довольно простые способы отличить официальный сайт от подделки, но вся проблема в том, что очень небольшой процент людей вообще знают о существовании этой проблемы. В рамках тренинга управленческие команды получат авторский алгоритм безопасного использования сети Интернет, который включает в себя три основных раздела: «До выхода в Сеть», в котором даются базовые навыки подготовки устройств перед их подключением к Интернету; «Безопасная работа в Сети», где рассказывается о наиболее распространенных на сегодняшний день видах мошенничества и методах противодействия; «Безопасное завершение работы», в котором отрабатывается на практике алгоритм действий по удалению цифрового следа пользователей.

В финале тренинга управленческие команды на групповой сессии классифицируют учебные кейсы по ведомствам, которые ведут направленную работу в той или иной ситуации и определяют, какими нормативными документами регламентируются действия школьной команды в случае возникновения той или иной угрозы.

На сегодняшний день обучение проводится в двух форматах: полуторачасовой тренинг для управленческих команд образовательных учреждений и шестнадцатичасовые интенсивы для школьных команд и классных руководителей.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt