Еще в начале года Правительство РФ запустило Программу развития школьного туризма. Ее главная цель – ознакомить школьников с историей родного края в рамках небольших путешествий.
Как сообщил премьер-министр Михаил Мишустин, «в этом году больше 100 тысяч учащихся 5-9‑х классов смогут отправиться в поездки с одной или даже несколькими ночевками, с интересными экскурсионными программами и проживанием в комфортных условиях». По его словам, на программу выделено 500 миллионов рублей. Субсидии в 2022 году получат 18 регионов, которые реализуют специально разработанные турпакеты для детей школьного возраста. В дальнейшем перечень будет расширяться, а до 2024 года на эти цели запланировано 3,5 миллиарда рублей.
Если вы спросите, что я думаю по данному поводу, то скажу честно: эти меры лучше, чем ничего. И по-любому лучше, чем действовавшие ранее запреты и ограничения для выездов детских организованных групп. Хотя их формально никто так и не отменил.
Но возникает ряд серьезных вопросов.
Предполагается, что основная форма развития детско-юношеского (в новой редакции – школьного) туризма представляет собой экскурсионный вариант путешествий учащихся с использованием инфраструктуры и другого потенциала, в первую очередь негосударственных объектов размещения, питания, транспорта, экскурсий. Похожие действия предпринимались в дореволюционной школе, когда на государственном уровне поощрялись экскурсии школьников в другие населенные пункты. Этот подход получил развитие и в советской школе: в крупных городах, а позднее и по всей России создавались детские экскурсионно-туристские станции, имеющие базы для приема иногородних школьников. Сейчас предлагается в некотором смысле эрзац-мера, которая выглядит неубедительно, как и любой суррогат.
Надо понимать, что разработчики программы не хотят ничего менять в современной школе по существу, а именно по-настоящему выделить приоритет воспитания, открыть зеленый свет инициативным педагогам, желающим и умеющим выступить организаторами активных путешествий со школьниками. В программе нет ни слова о таких путешествиях, которые наиболее ценны в воспитательном аспекте, малозатратны и широкодоступны.
Разработчиков можно понять – они, как правило, сами продукт постсоветской школы и знают, как отдыхать на комфортабельных базах отдыха, но не имеют представления о том, как устанавливается туристская палатка. Можно понять и чиновников высокого ранга, подписавших такую программу, – у многих дети обучаются за рубежом. Беда в другом: отсутствует массовый родительский запрос на изменение ситуации с развитием активного туризма в школе, как и в целом на возвращение современной школы к программно-нормативному обеспечению советской школы.
Отдельные заявления о недовольстве школой в интернет-пространстве нельзя рассматривать серьезно. Однако выход найден. Все больше и больше родителей проводят детское каникулярное и свое отпускное время вместе со своими детьми, организуя в инициативном порядке активный отдых на природе. Живут в палатках на принципах самоорганизации, самообслуживания и самообеспечения. Ничего удивительного – согласились же родители с тем обстоятельством, что уроки надо делать вместе с детьми, то есть, по сути, самостоятельно обучать своих детей. Так почему же не заняться самостоятельно и их воспитанием, приобщать к природе, физическому общественно полезному труду, формировать прикладные навыки? Однако это в чистом виде семейный туризм, а никакой не школьный. Прошу не воспринимать эти доводы как отступление от темы.
Рассмотрим основные смысловые нагрузки педагогического труда организатора экскурсионной поездки. Проезд, питание, экскурсионное обслуживание обеспечивают профильные турагентства. Любое самообслуживание исключается как не отвечающее принципам российской школы. Участие педагога с воспитательными целями может быть истолковано как посягательство на личное пространство ребенка. Иными словами, предлагаемый вариант так называемого школьного туризма, финансируемого со значительным участием бюджетных средств, является по своей сути ничем иным, как организацией отдыха-тусовки с фиктивными целями и финансированием турбизнеса.
К большому сожалению, педагогических задач введение этих мер не решает. Обращение внимания на якобы содействие в развитии интересов к спорту такая же фикция, как и сама идея развития школьного туризма. На мой взгляд, как педагога с пятидесятилетним стажем, до настоящего времени проводящего лето в полевых лагерях семейного отдыха, предлагаемая программа – это штатная реакция правительства на общественный запрос о развитии детского туризма и формальная мера оправдания перетекания средств в индустрию турбизнеса.
У меня невольно возникает параллель о реформах в армии, когда было принято решение, что солдаты не должны заниматься бытовым самообслуживанием. Дескать, такую работу должны выполнять специальные структуры. Чем это закончилось, все мы помним, фамилия Сердюкова у всех на слуху. А теперь уже учителю говорят – мол, не отвлекайтесь на эти организационные мелочи, все сделают турагентства. Какая-то сказка про белого бычка получается.
В порядке резюме:
– идея нововведения прекрасная, но исполнение ужасное, и результаты очевидно фиктивные;
– необходим глобальный пересмотр подхода к базовым ценностям образования (обучения и воспитания), возвращение к традициям советской школы; в рамках этого подхода могут быть приняты реальные меры развития школьного туризма.
В порядке послесловия. В традиционной советской школе имело место устойчивое словосочетание «туристско-краеведческая деятельность», причем эти составляющие не разделялись. Считалось, что экскурсионно-краеведческая составляющая наполняла смыслом, содержанием и объясняла (оправдывала) физические нагрузки, которые имели место для достижения объекта осмотра. Предлагаемое нововведение прямо указывает: экскурсия – это тусовка, не надо ничего нести и никуда идти, только согласитесь принять в ней участие, и школьный туризм будет процветать!
Александр МИНДЕЛЬ, заслуженный путешественник России, кандидат педагогических наук, доцент
Комментарии