– В правительстве я отвечаю за социальную сферу, а следовательно, и за образование, которое мне очень близко, ведь я по образованию инженер, работник высшей школы, двенадцать лет проработал деканом, три года был проректором по учебной работе, директором института. Так что взгляд на то, каким должно быть развитие образования, у меня есть.
Мне кажется, потому, что год от года растут требования работодателей к уровню знаний, образование становится решающим фактором в развитии экономики, ведь без высококвалифицированных кадров никакого развития не может быть. В нашей республике это общий взгляд, согласованная позиция.
Я участвовал в тюменском совещании, посвященном экономике образования, и понимаю, что школа рано или поздно должно отвечать за результаты своей деятельности, в том числе и материально. Имею в виду то, что педагогический коллектив школы, которая год от года выпускает все больше ребят, обладающих высокими знаниями и подтверждающими этот уровень на экзаменах в вузы, на олимпиадах и конкурсах, должен иметь не только моральные стимулы в такой работе, но и материальные. Особенно сейчас, когда мы проводим прием в вузы по независимым результатам ЕГЭ и получаем объективную картину.
Мы должны определиться по объему выпускаемых специалистов. Сегодня понятно, что по некоторым специальностям объем выпуска в несколько десятков раз превосходит объем потребностей. Нам передают на бюджет республики учреждения начального и среднего специального образования. Исходя из рыночных представлений, этот шаг можно оценивать как правильный, потому что у нас смертельно не хватает специалистов. Сегодня мы, может быть, впервые проводим паспортизацию учреждений НПО и СПО, разбираемся, кто есть кто. Мы уже не пойдем на поводу у глав администраций районов, которые хотели из ПТУ сделать техникумы или на базе техникума открыть филиал вуза. Сегодня уровень профессионализма выпускников образовательных учреждений зависит от уровня их материальной базы. Если есть договорные условия с предприятиями, есть шанс повысить этот уровень, если нет, шансов никаких.
Если мы не проведем точный анализ потребностей в рабочих кадрах, учреждения НПО и СПО станут для нас тяжелой обузой. С другой стороны, там коллективы, которые нужно кормить и поить, которые сумели сохранить учебные заведения в условиях недофинансирования из федерального бюджета. Люди научились хозяйствовать, зарабатывать деньги, поэтому нужно не закрывать бездумно ПТУ и техникумы, а коллегиально обсудить, что делать. НПО и СПО решают важную задачу адаптации, поддержки, социальной защиты детей из малообеспеченных и неполных семей. Таким образом, задача становится многовариантной и многофункциональной, весьма трудной для решения в дотационных регионах.
Нам надо думать и о том, как должны работать вузы. Да, сегодня есть госзаказ, который дается высшим учебным заведениям по нашим заявкам. Но можно ли сказать, что эти заявки всегда обоснованы и просчитаны, что в них учитывается потребность республики в кадрах дипломированных специалистов? Скажу честно – нет. Ректор приходит, стоит над душой, жаль становится вуз, и подписываешь заявку. А потом мы жалуемся друг другу, что у государства нет денег, а откуда им быть, если мы обучаем квалифицированных специалистов, а они работать туда, где нужны, не идут. Нет таких документов, которые бы на законодательном уровне ставили вопрос об отработке денег, потраченных на образование тех, кто устраивается работать не туда, куда нужно нам, а туда, куда ему хочется устроиться. Вот и не хватает у нас учителей, врачей, социальных работников. Нам надо форсировать создание законодательной базы для приема студентов на основе государственного субсидирования и кредитования.
В высшей школе возможны, на мой взгляд, два разнополярных подхода. Первый заключается в том, что вуз должен отобрать лучших в необходимом количестве, используя очень жесткую систему отбора. Второй состоит в том, что, учитывая ажиотажный спрос на высшее образование, когда все выпускники школы хотят продолжать учебу на высшей ступени, вуз станет принимать на первый курс всех желающих и имеющих на то право на каких-то обговоренных условиях, а потом в течение первого семестра проводить отбор студентов, которые могут учиться. Спрашивается, выдержит ли кошелек Мордовии второй вариант? Пока не выдержит.
Наша беда в том, что живем мы в рыночное время, но стараемся удовлетворять законам социализма, вот и получается, что деньги и принципы у нас одни, а система – другая. Мы говорим «рынок», но мало кто просчитывает прогноз в специалистах на разных уровнях, включая прежде всего федеральный. Нам же надо не приспосабливаться к реформам, а работать в интересах общего дела.
Комментарии