search
main
0

Берегите в себе человека

Светлана КОНОНОВА, учитель английского языка школы №1293:

–Иногда кажется, что человечность ушла куда-то очень далеко в прошлое и лучик милосердия все реже может вспыхнуть в одном из нас.

Соглашусь, что темп современной жизни диктует свои правила и вносит свои коррективы в жизнь семьи и общества в целом. Он накладывает неизгладимый отпечаток на человеческие отношения.

Максим Горький в пьесе «На дне» сказал: «Человек – это звучит гордо!» Независимо от того, какой сейчас на дворе век, эта фраза продолжает оставаться актуальной и злободневной. Сохранить в себе человека порой ой как непросто.

Очень важно уметь сопереживать ближнему, протянуть ему вовремя руку помощи и не остаться холодным и равнодушным к окружающим. Своевременно оказанные помощь и поддержка могут реально спасти жизнь человека.

Человеческое сердце одновременно и большое, и совсем крошечное. Оно может остановиться в любой момент и не дождаться чьего-либо сострадания, чьего-либо участия, которые порой так нужны. Конечно, всю любовь к людям вместить в одном сердце невозможно, очень важно не быть равнодушными, черствыми и эгоистичными.

Поделитесь частицей себя со своими близкими, с коллегами, да и просто иногда с больными и беспомощными людьми, и тогда весь мир вокруг вас озарится теплым лучиком счастья.

Берегите себя, берегите родных,
Даже если приходится туго.
Уважайте себя, уважайте других
И всегда берегите друг друга.
Берегите тогда, когда всем тяжело,
Окружайте заботой, вниманием.
И дарите друг другу любовь и тепло,
Относитесь ко всем с пониманием.
Принимайте легко, что судьбою дано,
Не ропщите на жизнь понапрасну,
Берегите в себе человека, и все,
Не поддайтесь слепому соблазну.

 

Инна САВЧУК, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №1371 «Крылатское»:

–Почему русская классическая литература с XIX века так пристально, так трепетно и даже надрывно всматривалась в человека, пытаясь понять его природу и увидеть в нем следы присутствия Бога? Богоподобие подверглось сомнению, качнулись устои непреложной веры…

XX век рвал время на части, не жалея никого вокруг. Человек получил огонь, знания и силу. Захлебнувшись в упоении от новой игрушки, швырял это все в разные стороны, ощущая себя венцом природы.

Возгордился, подчинил стихию, изобрел новые механизмы и инструменты в борьбе с ней, и вот уже умирает от микроскопической ранки Базаров, мастеровой в лаборатории природы, управлявшийся, по его разумению, с ней. Насмешка И.С.Тургенева или закон самой жизни?

Он разный. Человек Данко жертвует собой ради счастья других людей, он ведет их к свету ценой жизни, и люди, завидев свет освобождения, позволяют ему умереть, а потом бегут по бездыханному телу, бегут, не оглядываясь на него, бегут к своему счастью. А кто-то осторожный наступает на пылающее сердце. На всякий случай. Это тоже люди.

Потом, конечно, будет память о герое, но потом, потом… А в решающий миг именно они, люди, вынудили Данко вырвать сердце и погибнуть, так как возроптали, устав идти. Человек остался там, где Данко. Ему позволили быть вечным примером любви к людям.

«Ищу человека», – сокрушался еще в Древней Греции Диоген, бродя среди людей с фонарем в руках. Так трудно в толпе найти человека, так нелегко узнать его между прочих. Что отличает его? Умение управлять природой?

«Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой?» – старый софист Воланд тоже подвергает сомнению власть человека даже над самим собой. Стало быть, дело не в этом. Человечность не в превосходстве…
Самое главное, что делает человека человеком, – это любовь.

 

Наталья ШОШИНА, учитель русского языка и литературы школы №1371 «Крылатское»:

–Школа готовит ученика к жизни, развивая ум, формируя национальную идентичность, обогащая нравственно душу. Не помнить сегодня историю своей страны стыдно для человека и страшно для государства, и речь здесь идет не о невежестве среди граждан, а о защите ценностей страны.

Несколько лет мое внимание привлекает Московская метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений». Этот интересный проект существует с 2014 года, его цель – мотивация обучающихся к проявлению социальной активности, приобщение к базовым национальным ценностям Российского государства.

Безусловно, олимпиада играет большую роль в патриотическом воспитании школьников, потому что позволяет изучить героическое прошлое России, страницы истории семьи, подвиги людей. Она важна еще и потому, что создает условия для развития и самореализации учеников.

Участники конкурса разных возрастных категорий (4‑5‑е классы, 6‑8‑е классы, 9‑11‑е классы) знакомятся с Положением об олимпиаде: изучают задачи, требования, выбирают тему с учетом личного интереса к событиям и героям войны, выстраивают собственный план по решению практической задачи – создание индивидуального информационно-исследовательского проекта.

Важно отметить и тот факт, что конкурсантами являются дети одной учебной параллели, но разной направленности – математической, гуманитарной, естественно-научной, все они конкурентоспособны.

Критерии содержательной части олимпиадной работы «Не прервется связь поколений» (соответствие содержания выбранной номинации;
последовательность и логичность изложения содержания; наличие аргументов, подтверждающих позицию автора работы; наличие авторитетных источников, использованных в работе;
практическая значимость работы;
фактическая точность) формируют мировоззрение ученика, определяют его нравственно-ценностный ориентир: он собирает материал из разных источников (беседует с родственниками, читает авторитетные книги, работает с семейными архивными документами, посещает музеи и памятные места, становится волонтером в поисковом отряде, просматривает страницы интернет-проектов «Мемориал», «Память народа», использует ресурсы МЭШ, где размещены материалы Главного архивного управления столицы), извлекает необходимое, формирует собственное высказывание по выбранной теме, сотрудничает с ветераном ВОВ, учителем, библиотекарем, экскурсоводом, принимает во внимание различные факты, оценивает их.

Немаловажными являются и критерии графической части проекта «Не прервется связь поколений», в частности, необходимость использования цифровых средств визуализации, аналитических, статистических данных, иллюстрирующих этапы работы и результативность: конкурсанты составляют диаграммы, оцифровывают фотографии, делают презентации и видеофильмы.

Структура олимпиадных проектов выстроена таким образом, что помогает увидеть взаимо­связь прошлого с современным миром всесторонне: участники приходят к разным выводам – положительным и отрицательным (если результат исследования неутешителен, вызывает негодование, беспокойство, то обязательным компонентом в проекте становится наличие рекомендации по решению проблемы).

Современное общество требует от человека, чтобы он был высокоразвитым. Формирование компетенций, внедрение научно-технических достижений приводит к позитивным результатам, но лишает человека возможности проявить истинные чувства, его мышление становится цифровым, наблюдается тенденция к тому, что люди превращаются только в потребителей.

Заслуга конкурса «Не прервется связь поколений» еще и в том, что создает прекрасные условия для сохранения в себе человечности. Как это происходит? За счет чего? Участники проекта приобщаются к прошлому страны, изучают судьбы конкретных людей.

События Великой Отечественной войны, боевые подвиги родственников (а большая часть конкурсантов пишут именно о родственниках) не могут оставить детей равнодушными, в каждой строчке чувствуются огромное уважение, сочувствие и гордость за все, что связано с великой датой.

Наверное, стоит отметить, что в прошлом году в олимпиаде приняли участие 17811 школьников и студентов колледжей, из них 1371 стали победителями, а 4973 – призерами. Согласно комплексной системе подсчетов результатов в школе №1371 балльный показатель тоже стабильно высокий.

Так что же делает человека человеком? Ум, душа, защита национальных ценностей, знание истории прошлого.

 

Валерия ДОСТОЙНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1371 «Крылатское»:

–Что значит быть человеком? Отличаться от животных? Находиться на вершине пищевой цепочки? Чувствовать себя прямоходящим? Мне думается, нет. Человек – прежде всего разумное существо. Это тот, кто действует не инстинктами, а разумом.

Наша жизнь должна быть наполнена смыслом. Как много в мире людей, которые проживают каждый день одинаково. Работают, занимаются домашним хозяйством, путешествуют, посещают театры и музеи.
Но вот мир накрыла эпидемия. Работников перевели на дистанционную работу, театры, музеи, да что там, даже страны закрыли. И оказались все заперты в своих домах.

Мне кажется, вот тогда многие поняли, как важно быть Человеком. Человеком, способным помочь, посочувствовать, оказать помощь тем, кто в этом нуждается. За суетой жизни мы не успеваем остановиться, посмотреть вокруг и увидеть.

Увидеть детей, которым давно не читал на ночь книжку, родителей, которые скучают, соседку-старушку, которой трудно дойти до магазина, бездомного животного. И оказывается, люди могут быть людьми: помогать, защищать, объединяться, поддерживать друг друга. Таких людей много, очень много.

Может быть, нам нужна была эта передышка, чтобы посмотреть вокруг другими глазами, остановиться, передохнуть, пообщаться не на бегу с семьей, родителями, помочь им. Человек отличается от животных тем, что способен сочувствовать, способен сказать спасибо.

Мне очень хочется, чтобы мы оставались людьми всегда, не только в трудные моменты жизни. Ведь помощь другому позволяет почувствовать себя нужным, прожившим свой день не зря.

 

Татьяна БЕЛОСЛУДЦЕВА, учитель химии и биологии школы №1293:

–Что помогает человеку в жизни или может помочь? На этот вопрос мы отвечаем каждую минуту своей жизни. В детстве, если повезло, нам помогали семья и взрослые. Любовь родителей с первых минут жизни дает детям защиту, заботу и учит справляться с жизненными трудностями.

Мне очень повезло. Я росла именно в такой семье, где умели ценить свой и чужой труд. В семье, которая пережила и переживает все трудности моей большой страны. Безусловная любовь к Родине дает человеку веру в себя и в свои силы.

Мой дед Николай, переживший духовные, политические и экономические потрясения XX века, учил любить русские песни, русскую кухню, традиции семьи. Дед рассказывал о быте и жизни раскулаченной семьи, и не было в этих историях агрессии или злости. Было много погибших и пропавших.

Как он умел хвалить меня за хорошо вымытую посуду, аккуратно заправленную кровать! Удивлялся, как его внучка расстилает красиво коврики, книги читала лучше всех телеведущих. Труд и «полезный» отдых были главным в семье деда и в семье его детей.

Вообще я хотела поддержать рекомендации психологов о том, как полезно иметь хобби. Хобби, увлечения помогают и украшают нашу жизнь Мое – вязание, плетение и разного рода рукоделия, где есть нить. Моточки новых ниток – это фантастика! В нитках есть своя история, технология и, главное, есть будущее, которое зависит от меня… а все другое подождет.

Работа учителя всегда была интересной и многоплановой. Ежедневная подготовка к урокам, проверки работ, учеба и ответственность за школьную и вне­школьную работу требовали много времени, терпения и любви.

Мое рукоделие помогает мне остановиться и чуть-чуть отстраниться от нерешаемых задач. Создавать ощутимое материальное полотно из петель – теплое и красивое, гладкое или рельефное.

Вязание – это процесс простой и доступный, но в этом действии могут появиться и спокойно обдумываться ответы на разные вопросы, могут возникнуть творческие идеи, восстанавливается душевный покой, и самое приятное, если не понравится созданное, то могу распустить и быть все время в поисках.

Вязать меня научила мама, а я научила свою дочь. Хитрый дед Николай всегда любил рукоделие и не скупился меня нахваливать за коряво связанный шарфик и разного размера носки. Говорят, что рукоделие от безделья, пусть говорят. Дмитрий Менделеев всю жизнь любил делать чемоданы, и у него хорошо получалось! Хобби, увлечения – это так по-человечески.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте