«Работа учителя, – писал в свое время Василий Сухомлинский, – это работа сердца и нервов». Именно этот фактор и становится главной причиной физического и эмоционального истощения современных педагогов, работающих в условиях бешеных ритмов и патологических перегрузок. По данным многочисленных исследований, заболевания сердечно-сосудистой системы и различные расстройства неврогенного характера прочно утвердились в педагогических коллективах и стали характерны не только для учителей со стажем, но и для молодых педагогов. Сегодня, когда лечение и отдых в санаториях, пансионатах и домах отдыха стал запредельной мечтой для большинства учителей, когда фонды социального страхования превращаются в монополистов и неохотно сотрудничают с профсоюзами, настало время серьезно задуматься о создании условий для охраны здоровья учителя и его профессионального долголетия в самих образовательных учреждениях. Решению этой проблемы и был посвящен «круглый стол», организованный Саратовским горкомом Профсоюза работников народного образования и науки для Совета молодых профсоюзных лидеров.
Лейтмотивом «круглого стола» стал тезис «Здоровый образ жизни – залог творческой активности учителя». Участники говорили о том, что в создавшихся условиях учителю нужны не столько лекарственные препараты, сколько помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов и повышение стрессоустойчивости. О том, что школа многое может сделать сама, если профсоюзная организация и администрация реально заинтересованы в здоровом педагогическом коллективе.
На встречу с профсоюзным активом были приглашены необычные гости: медицинский психолог психоневрологического диспансера Татьяна Анатольевна Твердохлебова, врач-косметолог Дина Владимировна Гераничева, директор школы ушу «Банцзи цюань» Михаил Александрович Бахарев. Специалисты не только постарались обозначить причины возникающих проблем, но и дали четкие рекомендации по борьбе со стрессами, восстановлению утраченной физической и эмоциональной энергии, ликвидации психического и душевного переутомления.
Татьяна Твердохлебова, психолог высшей категории, подробно рассказала о синдроме эмоционального выгорания (СЭВ). Далеко не все знают, что хроническая усталость, нарушения памяти и сна, тревога и депрессия, головная боль и кардиоваскулярные нарушения – звенья одной цепи. Синдром выгорания как один из способов защиты личности от деформации, как правило, проявляется у специалистов, для которых характерны различные контакты с людьми, и прежде всего у педагогов. Конечно, состояние человека во многом определяют его собственные ресурсы, личностный самоконтроль и твердые убеждения. Но многое зависит и от внешних факторов. К основным факторам, способствующим «выгоранию», относятся: стрессы на рабочем месте; высокая нагрузка; обязательность работы в строго установленном режиме дня; отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций со стороны руководства; бесперспективная деятельность; отсутствие интересов вне работы. Согласитесь, что следить за многими из этих факторов вполне посильно как профсоюзному активу, так и самой администрации школы.
Например, отсутствие должного вознаграждения за работу… На первый взгляд – пустяк. Однако человек переживает это обстоятельство как непризнание его труда, что часто приводит к эмоциональной апатии, падению самооценки, снижению вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливого к нему отношения и соответственно к «выгоранию». А ведь этих неприятностей можно избежать, если своевременно поблагодарить работника, придать ему стимул для дальнейшего творчества. В подобных случаях профсоюзные лидеры должны проявлять инициативу и обращать внимание администрации на то, что зачастую остается незамеченным.
Большой интерес молодежи вызвала и беседа с косметологом. Учитывая, что в педагогических коллективах преобладают женщины, Дина Гераничева рассказала о наиболее популярных методах профилактики и лечения заболеваний кожи, волос, об уходе за руками и полостью рта в соответствии с современными достижениями медицинской науки, дала ценные рекомендации по проведению косметических процедур (маски, массажи, паровые ванны, парафиновые аппликации).
Своеобразный путь к здоровью и гармонии продемонстрировал кандидат в мастера спорта по ушу Михаил Бахарев. Как известно, это искусство связано с культурой и представлениями, уходящими корнями в древнюю китайскую философию, рассматривающую человека в единстве с природой. Ушу представляет собой сплав гимнастических упражнений и дыхательной техники, которая усиливает умственную деятельность, способность управлять своим телом и волей. Рамки ушу, по мнению Михаила Александровича, не ограничиваются физкультурой и спортом. Это и воинское искусство, и психофизический тренинг, и целая философская система, определяющая взгляд на мир, и даже сам образ жизни.
Занятия гимнастикой доступны людям с различным уровнем физической подготовки. Эти упражнения можно использовать для снятия усталости и восстановления сил при напряженной умственной работе, что характерно для педагогов.
Несомненно, разговор за «круглым столом» не станет очередной галочкой о проведении профсоюзного мероприятия и найдет свое продолжение в дальнейшей работе. И в городском комитете профсоюза, и непосредственно в первичных организациях, где молодые профсоюзные лидеры совместно со специалистами (врачами, психологами, консультантами и учителями физической культуры) дадут старт новому, вернее, немного забытому направлению в работе – оздоровлению педагогических кадров через активную пропаганду здорового образа жизни, всевозможные тренинги и профилактические процедуры. А пока им предстоят серьезные переговоры с работодателями по организации практических занятий, аренде спортивных помещений, приобретению необходимого инвентаря, формированию групп здоровья и активизации контроля за психологическим микроклиматом в коллективе.
Справедливости ради, надо отметить, что в ряде саратовских школ силами профкомов уже организованы группы здоровья. Например, в школе №95 проходят регулярные оздоровительные занятия с учителями и родителями. Большой опыт по пропаганде здорового образа жизни накоплен в детском саду №177, коллектив которого стал инициатором акции по восстановлению саратовских родников. Серьезное внимание активному отдыху педагогов уделяется в школе №7 и гимназии №1 Октябрьского района, школе №77 и лицее №37 Фрунзенского района, гимназии №87 Ленинского района, школе №106 Заводского района и в других коллективах.
Кипит работа и в городском комитете профсоюза, который всецело погрузился в организацию летнего отдыха педагогов и их детей. Ведь полноценный летний отдых – это для учителей единственная возможность поправить свое здоровье, восстановить утраченные за последнее время жизненно важные ресурсы. С каждым годом подобная работа становится все труднее и напряженней. Но профсоюзные работники не сдаются: если не они, то кто же?
Саратов
Комментарии