Из трех старинных значений эта школа выбрала одно, как ей показалось, самое близкое. Назвала себя именем птицы, что по преданию поддерживала взмахами крыла огонь в очаге в ледниковый период, тем самым спасая человечество от гибели. И назвавшись «Берегиней», школа легла распластанными крыльями по обе стороны Пулковского шоссе, словно желая земными контурами увековечить память о легендарной птице.
А двенадцать лет назад о таком буквальном воплощении никто и не помышлял. В неуютном новостроечном пространстве Московского района существовал детский сад №13, а на противоположной стороне дороги коротало свои дни здание, принадлежащее заводу «Электросила». И если бы не неуемная жажда поиска, маленького, но высококлассного педагогического коллектива, эти два «крыла» так и остались бы непримечательными, серыми коробками нового времени. Желание выстроить преемственность между детским садом и начальной школой, дабы ребенку было легче совершать важный переход, и явилось причиной создания комплекса «Начальная школа – детский сад» №684, другими словами, «Берегиня».
Наталья Николаевна Зверева, директор школы, отличник народного просвещения, обладатель знака «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга», обаятельная женщина, только теперь может сознаться, какими трудными были первые годы существования «Берегини».
-Типологии не было, здания не было. Один энтузиазм, – вздыхает она и тут же улыбается. – Мне муж, а он у меня военный, говорил, когда приехали сюда: иди на легкую работу. Ему после заместителя декана факультета «Восход» Московского авиационного института должность заведующей детским садом казалась «легкой»! Но ничего, справились. Подняли на спонсорские средства здание «Электросилы», которое было передано в ведение системы образования, подготовили детей к тому, что в нем будет размещаться начальная школа. И, главное, за семь лет подготовили специалистов. Потом защитили свою концепцию «Создание непрерывной психолого-педагогической среды в условиях комплекса» в Университете педагогического мастерства, и вот уже двенадцать лет функционируем как именная школа. Участвуем во всех мероприятиях, проводимых в сфере образования, вошли в сборник «Лучшие школы России», неоднократные победители городских и всероссийских конкурсов «Школа года».
Если бы Наталья Николаевна этого не говорила, достижения все равно обнаружили бы себя сами. Их трудно скрыть в ухоженной территории вокруг обоих зданий, в аккуратности и уюте кабинетов и групп, в обилии цветов и солнечных расцветок, в детских экспозициях, в домашней столовой, в живых уголках и, главное, веселом и звонком расположении духа детей.
– Чтобы было понятно, по какому принципу мы живем, я расскажу вам одну притчу, – продолжает Наталья Николаевна. – Некий любознательный гражданин решил узнать, кто смог бы стать величайшим полководцем всех времен и народов. На земле он ответа не нашел. Поднялся на небо. Там апостол Павел распределял в чистилище души: кому в рай, кому в ад. Гражданин обратился с вопросом к нему. Павел ответил: вот этот человек. Гражданин воскликнул: я знаю его, это нищий сапожник, что работал у моего дома. Да, согласился Павел, но если бы у него были другие учителя, он бы стал величайшим полководцем всех времен и народов. Мы должны стать теми учителями, что помогают развиться задаткам ребенка, его способностям. Пока у нас это получается. «Берегиня» – школа не специализированная, однако в Международной игре-олимпиаде «Кенгуру» по математике первые десять мест стабильно наши, на олимпиадах по английскому языку первые три места – тоже наши, на конкурсах рисунков, сочинений мы обязательно занимаем призовые места.
Если вы поинтересуетесь, в чем же «изюминка» «Берегини», то отвечу: в личностно-ориентированном подходе к обучению. Наверное, сначала любить, а потом учить. Мы это выразили в девизе простом и верном: глазами всего не увидишь, зорко лишь сердце. Дети в «Берегиню» приходят с 2,5 – 3 лет, четыре года посещают детсад, три года – школу. Везде одинаковое отношение, одинаковые требования. Учеба им не кажется трудной, потому что кураторы по образовательным областям выстраивают преемственные программы. Мы всегда знаем, какой учитель будет обучать детсадовских ребятишек – будущих школьников, и он полтора года находится с ними в непосредственном контакте. И сад, и школа в «Берегине» – полного дня, то есть большую часть времени дети – наши. Поэтому необходимо, чтобы они чувствовали себя здесь, как дома. Результат этой успокоенности – успешность ребенка в учебе и отношениях с окружающими. В школе работают все службы сопровождения: педагоги, психологи, врачи. Все дополнительные занятия ведут преподаватели-специалисты. У нас не существует закрытых выставок: все поделки, созданные ребятами, принимают участие в экспозиции. И в табеле личных достижений ребенка нет прочерков, белых пятен. Никто в «Берегине» не позволит себе крикнуть на детей: если они ошибаются, это не умышленно. Научи, а потом спрашивай. Они у нас не интересуются, можно ли пойти в свободное время туда-то, а просто идут в спортзал, библиотеку, музыкальный зал.
Я хочу задать собеседнице вопрос: в «Берегине» учатся дети только обеспеченных родителей? Но директор, опережая события, заверяет: ничего подобного. Есть и сироты, и дети из малообеспеченных семей. Зато проблема начинает вырисовываться в другом: в социальной защищенности детей. Именно из семей с хорошим материальным достатком. Потому что становятся, увы, типичными ситуации, когда ребенка… забывают взять из детского сада, из школы. Горько, но факт: на детских шкафчиках в «Берегине» приклеены фотографии мам. На всякий случай. Чтобы чадо не запамятовало лицо любимого взрослого существа.
Но это, к счастью, пока исключения из правил и с родителями в школе идет непрерывная работа. В нее включены семинары-тренинги, диспуты, совместные праздники, Недели открытых занятий.
Чем может еще похвастать «Берегиня», так это полным незнанием проблемы педагогических кадров. Все вакансии здесь заполнены, и многие из педагогов ежегодно пополняют ряды лауреатов районных и городских конкурсов педагогических достижений. Как заметил Дмитрий Рытов, заместитель директора по научно-экспериментальной работе, кандидат педагогических наук, победитель конкурса «Учитель года России – 1997», любое движение состоит из толчков. Эти внутренние толчки в виде программы «Педагог-мастер», разработки и апробации программы «Обучение детей дошкольного возраста безопасности поведения на дороге и правилам дорожного движения», открытых занятий, методобъединений, педсоветов, публикаций в научно-методических изданиях не дают «Берегине» вжиться в роль статиста от образования. Здесь много пытливых умов, здесь настрой ищущего коллектива. Кстати, именно на горящие глаза Наталья Николаевна обращает внимание в первую очередь, когда появляется новый человек.
– Весомый стаж, огромный опыт, высшее образование еще не показатель профпригодности педагога. Если глаза тусклые, задора нет, как он будет работать? Скучно, серо, «от и до». А иногда придет молодой, стаж года три, зато воздух вокруг него так и искрится. Такие нужны и детям, и коллективу.
Не так давно, будучи приглашенным на городское родительское собрание, организованное «Учительской газетой», в «Берегиню» заглянул первый замминистра образования Виктор Болотов и приятно поразился тому, что школа хоть и не «дворцовая», но внешностью и содержанием выбивается из разряда обычных. Чиновника высокого ранга долго водили по коридорам, знакомя с педагогическим и детским коллективом, потом отменно накормили в чудесно оформленной столовой. Держа в руке подаренный сувенир – сплетенную птицу счастья, – Виктор Александрович спросил:
– Наталья Николаевна, если бы вы были министром образования, чтоб вы постарались сделать на федеральном уровне, чтобы такие «ненормальные», как вы, стали для России нормальным явлением?
Директор «Берегини», подумав, ответила:
– Прежде всего ввела бы обязательную педагогическую практику для студентов старших курсов педагогических вузов. После настояла бы на непременной отработке молодых специалистов в школе, хотя бы,трехлетней. Потому что кадры решают все. Наша «Берегиня» – плод не единоличный, а коллективный. Не будь такого союза единомышленников, наверное, ничего бы не получилось. Поэтому я за то, чтобы молодые учителя «поварились» в этом соку ошибок и побед, поняли, что школа – это не фрагментарно, а навсегда. И третье, чего бы я упрямо добивалась: увеличение финансирования образования. Покуда школа будет находиться в положении вечно просящей, ей не вернуть престижа учительской профессии.
Комментарии