Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Точка зрения

«Бензоколонка» с образованием на «удаленке» не имеет будущего,

Учительская газета, №32 от 11 августа 2020. Читать номер
Автор:

или Чем соловей отличается от воробья

Известный ученый, заведующий отделом моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики РАН имени Келдыша доктор физико-математических наук Георгий Малинецкий рассказывает, почему вместо полноценного образования нам предлагают его имитацию – дистанционное и как сфера науки и образования может помочь развитию всей России.

– Есть такой анекдот: «Почему воробей и соловей по-разному поют, хотя окончили одну консерваторию?» – «Потому что соловей оканчивал по очной форме, а воробей – по заочной». То, что происходит сейчас, связано с тотальной заменой очного образования на заочное. По сути дела, это курс на ликвидацию среднего класса, а именно учителей, врачей, инженеров. Что такое врач, который смотрит на пациента, и что такое телемедицина? Те, кто с этим не сталкивался, наверное, не понимают, какая между ними огромная разница.

Аналогичная ситуация возникает, если мы пытаемся что-то сделать заочно. Конечно, это тоже шанс получить образование. Но это требует огромных волевых и психологических усилий. По моим оценкам, а я преподаю в Московском физико-техническом институте и в Бауманском университете, меньше 5% студентов этими способностями обладают. Для остальных это имитация. То есть, по сути, делается огромный шаг от настоящего, нормального хотя бы по замыслу образования к его имитации. К чему это приводит? К очень простой вещи. К тому, что сами понятия «знания», «умения», «навыки» обесцениваются. Недавние соц­опросы о коронавирусе показали очень любопытную вещь. Выяснилось, что 28% граждан России, которые были опрошены, не верят всем официальным данным и полагают, что реальное количество заболевших гораздо больше. 29% полагают, что гораздо меньше. То есть выяснилось, что у нас такого сорта новации подрывают само доверие к знанию, к оценкам специалистов. И поэтому мы с вами движемся с заочным образованием прямиком в Средневековье.

– В чем интересы тех, кто продвигает этот формат образования?

– Только что к пятидесятилетию Римского клуба вышел доклад с названием «Come on! Капитализм, недальновидность, население и разрушение планеты». Там четко сказано, что капитализм исчерпал свои возможности, что он потерпел крушение и у него нет перспектив. Приведен график того, как снизилось благосостояние людей, имевших разные доходы в течение 20 лет. Этот график называется «хобот слона».
Богатые стали богаче, это неудивительно. Стали лучше жить самые бедные – это Юго-Восточная Азия. И только средний класс везде стал жить хуже. Учителя, врачи, профессора – их доходы или уменьшались, или почти не увеличивались. Это опять шаг в то самое Новое Средневековье, когда есть хозяева дискурса, богатые люди, есть бедные, которым можно цифровые пропуска выдавать, а среднего класса почти нет, зато есть соответствующие системы искусственного интеллекта.

Только что вышла в России книга Кай-Фу Ли, одного из ведущих специалистов в области ИИ, «Сверхдержавы искусственного интеллекта». По его оценке и оценке его коллег, в течение 10 лет 50% всех работающих в США потеряют работу.

У нас появилось мнение, что преподавать – это неэффективно. Должны быть вузы первой категории, где профессора записывают лекции, другим вузам это рассылается, соответственно, семинары тоже не нужны, потому что это вполне заменяется книгами и тестами.

– А что получится в результате?

– Мне довелось беседовать с коллегами, которые предполагали принимать удаленный экзамен по лечебным делам. Вы понимаете, кто такой, например, зубной врач, который сдал такой экзамен удаленно, вы к нему пойдете?

Вдруг выясняется, что в СССР были правы, когда рассчитывали, что люди должны иметь знания, умения, навыки, что у них должны быть способности к этой деятельности в случае чрезвычайных ситуаций, вероятность которых увеличивается, к сожалению. И что в таких ситуациях это сыграет свою роль. А у нас, если вспомнить, с чего мы начинали борьбу с эпидемией, все результаты анализов привезли в один центр, который случайно остался в Новосибирске, – «Вектор».

– Каким будет общество, где большинство людей просто поучились по Интернету?

– На мой взгляд, это катастрофа. Общество сильно, когда мы можем помочь соседу, когда мы знаем его проблемы. Помните, была советская песня «Ты, я, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья, в слове «мы» сто тысяч я»? А сейчас в многоквартирных домах, по сути, общение разрушено.

– Что нужно сделать, чтобы этому противостоять?

– Наши политики абсолютно оказались не готовы к этой новой реальности. То есть они полагают, что то, что прекрасно работало в ХIХ веке, сработает и в ХХ. Что сработают какие-то резолюции, что их кто-то прочтет. Реальность уже стала другой. Мы уже во многом в этом новом Средневековье.

А тогда надо делать то, что делалось всегда в Средневековье, – нужно создавать сообщества. Я думаю, что одной из ключевых концепций ХХI века станет концепция самоорганизации. Приведу пример: в одном из городов, который раньше был закрытым, родители были потрясены тем, что их дети-школьники ничего не знают.
Тогда сами родители устроили «сверхшкольное» воспитание, когда люди, которые работают в первоклассных научных институтах, могли что-то интересное рассказать детям.

Сейчас у нас аналогичная ситуация со спец­школами – физико-математическими, музыкальными, спортивными, все это было в СССР, и бесплатно, а сейчас почти ликвидировано. И тут тоже нужна некая самоорганизация. Поэтому если люди готовы, скажем, организовывать кружки для детишек, которым это интересно, рассказывать им что-то, то этим и надо заниматься. Я думаю, что именно самоорганизация нас выведет на другие формы жизни, на другое устройство общества. Иммануил Валлерстайн предполагал, что в режиме поиска новой модели мир будет жить от 30 до 50 лет, вот сейчас наступает время таких поисков.

Советский Союз был второй сверхдержавой в науке, промышленности. Гигантская страна. Сейчас, после 30 лет реформ в области образования и экономики, мы многократно сократили наши возможности. Мы располагаем 30% всех минеральных богатств мира, но вклад в глобальный ВВП у нас 1,8%. Как страна мы стали бензоколонкой, сырьевым придатком других государств. Спрашивается, как из этого вый­ти? Мы можем выбраться, если у нас есть люди, которые думают об этом, это умеют, этого хотят. А вот это уже ключевым образом связано с образованием.

Светлана РУДЕНКО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt