Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная.
Сергей Королев
Ни для кого не секрет, что все основы будущего гражданина закладываются в школе. Патриотизм представляет собой любовь к своему Отечеству, неразрывную связь с его историей, культурой и даже проблемами, неотделимыми от вопросов государства и общества. Он составляет духовно-нравственную основу личности, формирует ее гражданскую позицию, потребность в служении Родине.
Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в жизни человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Как научить ребят видеть героизм будничного? Как увлечь обыденным трудом? Как ознакомить с выдающимися достижениями соотечественников? Это ежедневная задача школы. Практика показывает, что только совокупность урочной и внеклассной воспитательной работы дает самые высокие результаты.
Сегодня одна из самых интересных и технологичных сфер – это космонавтика. Задача учителя не остаться в стороне от этой отрасли. Именно поэтому в рамках воспитательной работы осуществляется знакомство учащихся с выдающимися достижениями отечественной космонавтики, покорителями космоса, исследованиями и новыми технологиями. Школа организует посещение таких культурных объектов, как Музей космонавтики, мемориальный Дом-музей С.П.Королева, а также павильон «Космос» на ВДНХ.
Музей космонавтики – один из крупнейших научно-исторических музеев. Он был открыт в 1981 году в стилобате монумента «Покорителям космоса» и сразу привлек внимание неравнодушных граждан, интересующихся достижениями и открытиями СССР как космической державы. В 2009 году после глобальной реконструкции этот научно-культурный объект распахнул свои двери для современных посетителей, школьников в том числе. В нем представлены эпохальные экспонаты: макет первого искусственного спутника Земли, знаменитые Белка и Стрелка, космический корабль «Союз», макет базового блока станции «Мир» и др. Школьников, безусловно, впечатляют залы музея:
– Это удивительная картина, которую должен увидеть каждый!
– Мы гордимся нашей большой страной, космическими подвигами и героями!
На территории ВДНХ есть павильон «Космос». В 1967 году в этом павильоне разместилась выставка с новейшими достижениями Советского Союза в области освоения космоса. Неподдельный интерес вызывали экспонаты: корабль «Восток», модели искусственных спутников Земли. В 1975 году были установлены состыкованные копии космических кораблей «Союз» – «Аполлон».
В 2018 году 12 апреля президентом Владимиром Владимировичем Путиным, мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным, космонавтами Валентиной Терешковой, Сергеем Крикалевым на территории ВДНХ был открыт обновленный центр «Космонавтика и авиация». Экспонаты впечатляют своими размерами, мощью и размахом. День 12 апреля 1961 года навсегда вошел в историю человечества, он открыл человеку дорогу к просторам Вселенной. Чтобы он наступил, армия ученых, конструкторов, рядовых рабочих трудилась не покладая рук долгие годы. Они сделали сказку былью. Выдающиеся достижения этих людей – замечательный пример для школьников, только вступающих в жизнь. Подвиги Ю.А.Гагарина, В.В.Терешковой, А.А.Леонова и Г.С.Титова вызывают искренний интерес подрастающего поколения и представляют собой замечательную основу для воспитательных программ. Учащиеся нашей школы ежегодно посещают эти музеи. В глазах детей всегда восхищение, никто из них не остается равнодушным! Такое общение в музейной среде дает им ощущение гордости за себя как за граждан нашей страны и понимание, что они сами могут стать лидерами в области космонавтики.
Только посмотрите, какие эмоции дети забирают с собой из музея:
– Это так здорово – увидеть своими глазами мир космоса!
– Юрий Гагарин был великим человеком! Он герой!
– Мне всегда нравился космос… Его тайны и загадочность. Теперь я и сама поучаствовала в их разгадке.
– Я всегда мечтал побывать в космосе. А сегодня мне сказали, что все настоящие космонавты, даже Юрий Гагарин, были отличниками! Значит, и мне придется стать отличником!
В помощь ребятам советы педагогов о научно-популярных и художественных произведениях, где можно узнать интересную информацию (от произведений Кира Булычева для внеклассного чтения в начальной школе до книг популяризатора астрономии директора Астрономической обсерватории ИГУ С.А.Язева), классные часы о жизни космонавтов и ученых. Современная школа, погружая ребят в историю развития советской и российской космонавтики с акцентом на развитии передовых технологий и личный вклад специалистов космической сферы, воспитывает в учащихся одно из важнейших качеств современного гражданина – патриотизм. Перефразируя слова выдающегося ученого С.П.Королева, можно сказать, что перед школьниками открываются безграничные, как сама Вселенная, возможности.
Елена ПЕТЛИЦКАЯ, Екатерина ЛАВРЕНЕНКО, учителя русского языка школы №950
Комментарий
Виктория БРАГИНА, учитель русского языка и литературы школы №950:
– Мы живем в самом сердце России, удивительном, замечательном городе, предоставляющем множество возможностей современным школьникам. Москва – мировой лидер по количеству музеев. Многие из них перестали быть просто музеями и превратились в самые настоящие учебные площадки. Проект «Учебный день в музее» не только помогает расширить и углубить знания по школьным предметам, продемонстрировать взаимосвязь учебных дисциплин, но и способствует развитию познавательной активности школьников всех возрастов. В этом учебном году к проекту присоединилась новая площадка – центр «Космонавтика и авиация» на ВДНХ.
Тема космоса притягательна для детей, ведь космос – это красота, таинственность, новые знания и простор для фантазии. Для современных детей кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли, а в высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. А совсем недавно в космосе был снят первый художественный фильм. И опять мы первые: первый космический полет, первый выход в открытый космос, первая в мире женщина-космонавт.
Ознакомиться с новой учебной площадкой решили ученики 6‑х классов. Музей космонавтики – один из крупнейших научно-технических музеев не только в России, но и во всем мире. Перед экскурсией на классном часе в беседах с классными руководителями дети узнали об истории космонавтики, о человеке, покорившем космическое пространство, – Юрии Гагарине, первой женщине-космонавте Валентине Терешковой, о том, как наши четвероногие друзья, Белка и Стрелка, проложили путь к звездам.
Музей запомнился многими прекрасными экспонатами, среди которых спутник, капсула для приземления космонавтов, скафандры и модели различных космических объектов, даже модель отсека орбитальной космической станции «Мир» в натуральную величину, которую можно посетить изнутри! Особый интерес у школьников вызвал луноход – первый автоматический самоходный аппарат на поверхности другого небесного тела, проехавший по Луне 10 с половиной километров.
Ребята ознакомились со спускаемым аппаратом космического корабля «Восток», внутрь которого можно заглянуть, узнали, что космонавтам не обязательно быть маленького роста.
Считается, что астрономия – это наука для взрослых, у детей она не вызывает большого интереса. Изучение астрономии традиционно начинается в старших классах школы. Но подобные увлекательные экскурсии развивают интерес учеников к познанию Вселенной. Постигая шаг за шагом тайны космоса, ребята не только приобретают научные знания, но и открывают возможность реализации собственных проектов и исследований. Мы уверены, что многие ребята не просто заинтересуются астрономией, но по-настоящему ее полюбят.
Комментарии