Подняться рано и приехать на встречу к восьми часам утра было просто немыслимо. Но Сергей Петров, председатель Комитета образования Новгородского района, и в эту летнюю ленивую жару свой рабочий день начинает неукоснительно в восемь. Словом, я проспала. А в десять часов у Сергея Михайловича началась планерка с сотрудниками и длилась до… двенадцати! «У вас всегда так?» – томясь в ожидании, спросила я помощницу Петрова Нелли Ишимову. Нелли Гусмановна ответила: «Он человек ответственный, любое дело обязательно до конца должен сделать!» Войдя в должность руководителя районного Комитета образования три года назад, Сергей Петров при решении всех вопросов советуется со своими помощниками. Но двухчасовая планерка вовсе не говорит о том, что он относится к типу кабинетного руководителя. Что и доказали последующие полдня, на которые сразу после планерки Сергей Петров исчез по срочным служебным делам из комитета. Поговорить нам удалось только в пять часов вечера…
Евростиль сельской школе к лицу
В «ведомстве» комитета Сергея Петрова 45 учебных заведений. В Новгородском районе 22 общеобразовательные школы, 14 детских садов, три профессиональных училища, один детский дом и одна коррекционная школа-интернат. Учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» – одно на весь район, и тоже один на всех Центр психолого-медико-социального сопровождения. Такое вот образовательное пространство, в котором Сергей Михайлович живет и работает в течение вот уже 28 лет. 25 из них он был замом и директором в коррекционной школе-интернате. Последние три года отвечает не за одну школу, а за весь район. Потому и работы столько, потому и требуются советы помощников. Хорошо, что начинания Сергея Петрова поддерживает глава Новгородского района Виктор Калинин, который считает развитие образования одним из приоритетных направлений в районе и соответственно хлопочет о том, чтобы при формировании районного бюджета побольше денег было выделено на укрепление материальной и учебной базы школ и детских садов.
Один из примеров удачливости такой районной политики – Панковская общеобразовательная школа. За последние три года здание школы в поселке Панковка, самом близком предместье областного центра, неузнаваемо преобразилось. Современный компьютерный класс с новейшей техникой, евроремонт классов и коридоров, методический кабинет с модной мебелью – все это, наверное, и должно быть в школе, которая, кстати, стала областной инновационной площадкой. Однако Панковская школа не единственная, где за последние годы были начаты серьезные преобразования. Еще в четырех сельских школах района открыты кабинеты информатики – новенькие от пола и подвесных потолков до мебели и компьютеров.
Беседуя с корреспондентом «УГ», Сергей Петров решил акцентировать внимание на развитии системы дошкольного образования. Ему в самом деле есть чем похвастать – уже второй год подряд Новгородский район стабильно держит в этом направлении второе место в области – второе после самого Великого Новгорода. Достижение выглядит еще более значительным, если учесть, что в обнародованном весной 2007 года в российских СМИ рейтинге субъектов РФ по десяти показателям развития образования Новгородская область стоит на первом месте по дошкольному образованию…
Детский вопрос
От его решения зависит, останутся ли жить в глубинке молодые семьи. Падение рождаемости привело к тому, что в последнее 10-летие количество детских садов на территории Новгородской области, как и по всей России, сократилось. Дошкольные образовательные учреждения часто вливались в состав школ-комплексов, закрывались совсем или запирали на замок двери своих «лишних» групп. В этом учебном году в деревне Село-Гора произойдет совершенно обратное явление – общеобразовательную Селогорскую школу решено закрыть, так как учеников средних и старших классов в ней очень мало – ребята будут ездить в школу поселка Тесово-Нетыльский. А на базе школы в деревне откроется комплекс, объединяющий начальную школу и детский сад.
– В последние годы рождаемость, в том числе и на селе, возросла, – объясняет Сергей Михайлович, – и количество детей дошкольного возраста увеличивается с каждым годом. Поэтому нужно строить новые детские сады или приводить в порядок старые, временно не использовавшиеся. В Новгородском районе здания детских садов не продавались, не перепрофилировались – всю базу мы сохранили! Так что проблема с помещениями решается.
В минувшем году открыли второй детский сад в поселке Панковка, так как первый не вмещал всех ребятишек. Готовится документация на строительство нового детского сада в поселке Пролетарий. Поскольку за один только последний год число дошколят в районе увеличилось на 230 человек, открыты дополнительные группы в пяти дошкольных учреждениях района.
Так решается проблема устройства детей в садики.
Второй «кит», на котором стоит система дошкольного образования на селе, – это педагогические кадры. В последнее время в СМИ проходит информация о том, что администрации детских садов, даже городских, вынуждены брать на работу воспитателей не только без специального образования – вчерашних школьниц, имеющих за плечами только аттестат зрелости. Причина нехватки кадров в детских садах – слишком низкая заработная плата их работников. Гордостью Новгородского района, говорит Сергей Петров, является тот факт, что здесь не зафиксировано ни одного случая работы в должности воспитателя человека без среднего специального образования. Как правило, администрации детских садов выплачивают своим работникам надбавки, чтобы люди не уходили с работы. Всего в районных детских садах работают 262 человека. 64 процента педагогов ДОУ имеют первую и высшую квалификационные категории, 44 человека получают областные надбавки за отличные результаты работы. «Правда, мало среди воспитателей тех, кто имеет высшее образование, – таких всего 43 процента, – говорит Сергей Михайлович. – Это в основном пожилые люди».
А работать в детских садах нынче интересно! 100 процентов дошкольников Новгородского района учатся по программам нового поколения. Районный Комитет образования поддерживает все новые идеи, возникающие у педагогов. В нынешнем учебном году в комитете для этой цели вводится дополнительная ставка методиста по дошкольному образованию. Как правило, воспитатели детских садов вносят авторские элементы в программы, есть и самостоятельные эксперименты. Например, в детсаду №19 поселка Панковка второй год идет эксперимент по интегрированному обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии. Если расшифровать научное название, одна из проблем села в том, что для детей с отклонениями в развитии здесь нет возможности, как в городе, открыть специальное коррекционное дошкольное учреждение. Слишком мало наберется таких дошколят – пришлось бы открывать один специализированный садик на весь Новгородский район, для родителей это неудобно. В Панковском детском саду необычных ребят обучают и воспитывают в обыкновенных группах. Сверстников это учит доброте, терпимости, а дети с отклонениями в развитии получают возможность подготовиться к учебе в школе.
Над актуальной темой непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста работают педагоги дошкольного отделения средней школы поселка Сырково – здесь областной опорный центр изучения этой проблемы. Сами дошколята, конечно, не понимают слов «эксперимент», «материальная база» и вряд ли подозревают, как непросто взрослым сделать так, чтобы в детских садах жилось светло, уютно и интересно. Дети просто радуются всему новому, как подаркам. Один из таких подарков получили в прошлом учебном году воспитанники детского сада №15 деревни Борки. Большинство из них никогда в жизни не видели бассейна и уж тем более не купались в нем. Во время капитального ремонта в этом садике был построен собственный бассейн. То-то было радости у ребятишек!
Новгородский район, Новгородская область
Комментарии