Здоровый человек своего здоровья не ощущает и, только потеряв его, понимает, какой это был бесценный дар. Хороший мышечный тонус, крепость мускулов, ловкость, выносливость, хорошая координация движений – тоже дар природы, и над развитием и совершенствованием всего этого человек должен работать с рождения и так же заинтересованно, как и над развитием своих умственных способностей.
В 60-х годах прошлого века ГДР была одной из сильнейших спортивных держав мира. У них был развит детский спорт, и строился он на соревновательном принципе. Вспомните большие телевизионные программы из ГДР на спортивные темы, сколько там было различных эстафет. И смотреть их было интересно, потому что это были красочные, захватывающие шоу. С них начинался и большой спорт. Но дело не в большом спорте, а в здоровье нации. Это главное. Если человек в детстве был втянут в занятия спортом, то это остается на всю жизнь. А втянуть ребенка в активные занятия физкультурой можно только через соревнования, создающие мощные стимулы, мощный эмоциональный всплеск.
В 1953 г. я окончил Алма-Атинский техникум физической культуры и спорта и пришел 19-летним юношей работать в школу преподавателем физкультуры. В школах практически не было спортивных залов. Занимались в коридорах или вестибюлях, зимой на лыжах, весной и осенью на спортивных площадках. В коридорах были установлены гимнастические снаряды, шведские стенки, висели канаты. В наличии были лыжи с мягким креплением, спортивные мячи и мелкий инвентарь. Я приходил на работу к 8 утра, а уходил после 8 вечера. Сразу после окончания уроков проводились кружки по различным видам спорта. После года работы я не имел возможности купить себе костюм, пальто и обувь, ходил на работу в телогрейке, в хлопчатобумажной тренировочной куртке и таких же брюках. Это к вопросу о материальной базе и оплате труда преподавателя. Зато каждый год проводились спартакиады школы, города и области. Спортивная жизнь в школе буквально кипела. На физкультуру дети шли как на праздник, после уроков просили дать им лыжи или спортивные мячи, в баскетбол играли на улице круглый год. Каток около школы заливали сами дети, я им выдавал только пожарные рукава. Куда все это ушло?
Чтобы возродить интерес к занятиям спортом, надо расширить круг соревнований, соревновательных элементов на уроках физкультуры, а для этого шире внедрять в уроки физкультуры игровые виды спорта, и главным образом – баскетбол. Он развивает все необходимые человеку двигательные качества, дает всестороннее физическое развитие, укрепляет здоровье.Беговая нагрузка плодотворно влияет на развитие сердечно-сосудистой системы, игра с мячом развивает координацию движения, быстроту реакции, броски мяча развивают глазомер и т.д. Другими словами, – баскетбол развивает и гармонизирует все системы организма. Но, к великому сожалению, этот вид спорта сделали уделом великанов. Человек маленького роста просто не может конкурировать с ними. Поэтому надо разорвать этот порочный круг. Нужно просто ввести ростовые группы в баскетболе по типу весовых категорий в боксе, борьбе и т.д. Тогда игра в баскетбол приобретет массовость, значительно активизируется ее динамика. Ведь человек маленького роста более подвижен, а это повысит и привлекательность баскетбола для зрителей.
По моему глубокому убеждению, 50% занятий на уроках физкультуры в школах можно сделать игровыми на основе баскетбола, волейбола и футбола. Что для этого требуется? Прежде всего возрастные размеры площадок, размеры и вес мячей, высота и размеры баскетбольных корзин, волейбольных сеток, футбольных ворот. Все это несложно и недорого. Размеры школьных спортивных залов позволяют задействовать параллельно две уменьшенные баскетбольные или волейбольные площадки и работать сразу со всем классом даже с 30 учениками. Кроме того, предлагаю для школьников ввести баскетбольные щиты такой высоты, чтобы ученик 5-го класса не доставал до кольца столько же, сколько двухметровый гигант в большом баскетболе, а площадку сделать в два раза меньше. Те же пропорции соблюсти и для старших школьников. Также необходимы баскетбольные мячи трех типов: обычные, для школьников младших классов и для старших. Ребенку трудно преодолеть пространство обычной площадки, возникают перегрузки, ему трудно управлять обычным баскетбольным мячом, а добросить или тем более попасть в корзину практически невозможно. Отсюда и низкий интерес к игре.
Во дворах домов, в садоводческих обществах, местах отдыха детей и, конечно, в школах надо построить уменьшенные (детские) площадки для игровых видов спорта, это не потребует больших затрат, и, я уверен, вновь оживет детский спорт, зазвенит спортивная жизнь дворов. Открывать конные клубы на 40 детей или спортивные школы на 100 человек, конечно, хорошо, но где будут укреплять свое здоровье и заниматься спортом миллионы подростков. Детей надо увлечь и занять спортом, чтобы потом не отлавливать их на вокзалах и в электричках.
Николай НИКУЛИН
Обнинск,
Калужская область
Комментарии