search
main
0

Банка на боку. или Физика в режиме эксперимента

Учителю физики 60-й пензенской средней школы Александру Кистанову 30 лет. Согласитесь, немного для педагога, на открытые уроки которого собираются коллеги даже из отдаленных районов области. Проводит он их по инициативе областного института повышения образования и переподготовки педагогических кадров. – Только не подумайте, что учителей-физиков привлекает моя манера ведения уроков, – говорит, словно извиняясь, Кистанов. – Мне бы самому у многих из них поучиться. Коллег интересуют методика преподавания физики по экспериментальным учебникам московских ученых под редакцией Разумовского и Орлова.

Три года назад молодому учителю из обычной школы, расположенной в отдаленном от центра микрорайоне Терновка, предложили подготовить сборник задач к новому учебнику физики для 7-х классов. Александр не заставил себя уговаривать и с азартом взялся за составление заданий. Получивший первую часть заказанной работы, один из авторов учебника Владимир Орлов приехал в Пензу с предложением о продолжении сотрудничества. Молодому учителю предстояло составить задачник для 8 и 9 классов.

– Мне очень понравилось работать в режиме эксперимента, – вспоминает Кистанов. – А главное, я почувствовал, насколько интереснее стало моим ученикам.

Подтверждает мнение педагога и недавно проведенный совместный урок-соревнование между выпускниками этого года и девятиклассниками, которые уже 3 года занимались по новым учебникам. На демонстрационном столе лежит на боку обычная стеклянная банка, а на ней не менее обычная линейка. Александр Васильевич дает задание: исследовать зависимость периода ее колебаний от различных параметров. Лес рук у девятиклассников. Одно предположение сменяется другим: период колебания зависит от диаметра банки, длины, веса линейки, шероховатости поверхностей. Менее активны выпускники. Хотя, по мнению учителя, тему знают, но, прежде чем какую-либо гипотезу выдвинуть, начинают вспоминать формулы, касающиеся нелинейной зависимости. Младшие были смелее и увереннее.

В конце года Кистанов провел итоговую контрольную. И результаты эксперимента оправдали его ожидания. На простых, несложных опытах, придуманных им, удалось показать ученикам суть физических законов. Вспоминает, как дал задание девятиклассникам вырезать окружности из белой бумаги, разукрасить их во все цвета радуги и… увидеть белый цвет. Те, кто внимательно слушал урок, сразу же стали вращать раскрашенные окружности. В результате опыт удался у всех. Так школьники закрепляли свои знания по теме «Дисперсия света».

Домашние задания его учеников всегда связаны с экспериментом. Недавно с помощью банок из-под кофе создавали тепловые двигатели. Авторов самых интересных проектов, с учетом внешних параметров двигателей и полученного КПД, Александр Васильевич награждал призами. А выбирали победителей всем классом.

– Физика развивает образное мышление, учит мечтать, – считает Кистанов, и на своих уроках приветствует любые даже самые фантастические идеи учеников.

На одном из уроков разбирали строение человеческого глаза. Сравнивали его с глазами животных, рыб, обсуждали и дальнейшее эволюционное развитие этого органа. И, конечно, выдвигали смелые научные предположения:

– Здорово, если в будущем глаза будут обладать свойствами голограммы. Взглянул на любой текст, документ и запомнил его навсегда. Правда, хорошая идея? – спрашивают ученики учителя.

Тот восторгов своих подопечных не разделяет:

– Идея-то хорошая, а как быть, если глаз зафиксировал раз и навсегда какое-то негативное событие?

– Выход есть! Всю память о негативном можно будет стирать.

– Тогда, на мой взгляд, человек превратится в своеобразного робота, – размышляет учитель. – Сможет ли он без печального опыта сострадать, быть добрым?

Так постепенно перешли к философским вопросам. Александр Васильевич уверен, что к этим размышлениям его ученики еще вернутся и не раз.

Как считает Кистанов, каждый урок физики должен учить школьников жить в реальном мире. Поэтому темы уроков зачастую обсуждаются и после их окончания. Недавно много говорили и спорили о радиации, о последствиях ее влияния на организм человека. Вспоминали крупнейшие аварии, в том числе и чернобыльскую, которая затронула и жителей Пензенской области.

Мне, как учителю, важно привить ученикам социальную ответственность за свои действия. Только такие уроки приносят реальную пользу.

Александр Васильевич показывает школьные альманахи, которые он издает с учениками. Один посвящен экологии, другой – космонавтике. Самый первый выпуск был посвящен… мыльному пузырю. В маленькой синей книжице – удивительные сочинения в прозе и стихах. Все они – о физическом законе поверхностного натяжения. Предисловием к творческим работам ребят служат слова знаменитого Л.Кельвина: «Выдуйте мыльный пузырь и смотрите на него: вы можете заниматься всю жизнь его изучением, не переставая извлекать из него уроки физики». По большому счету, все пять альманахов – об открытиях, которые ждут тех, кто стремится узнать об этом мире что-то новое. Для Кистанова альманахи – возможность раскрыть талант каждого ученика.

…Александр Васильевич родом из красивого села Наскафтым, которое привольно раскинулось между лесами в Шемышейском районе Пензенской области. Здесь прошло его детство. Учился он в сельской школе. До сих пор уверен, что более самоотверженных педагогов, чем сельские, не встречал. Он любит вспоминать, как ему в 6-м классе директор средней школы Лидия Николаевна Самарова предложила вместе заняться пением.

– Петь-то я любил, но стеснялся необыкновенно, однако директору отказать не посмел, – рассказывает Александр. – С тех самых пор мы стали почти ежедневно репетировать. Лидия Николаевна научила меня не только петь на два голоса, уверенно держаться на сцене, но и полюбить наши русские песни, от которых на сердце становится теплее. До сих пор с удовольствием их пою.

А учительница русского языка и литературы Валентина Дмитриевна Егорова так увлекла его поэзией, что Кистанов-выпускник долго сомневался, а не стать ли ему учителем словесности.

– Это благодаря ей я по-настоящему увлекся поэзией, люблю читать стихи своим ученикам и учу их не просто декламировать, а вкладывать в поэтические строки часть своей души.

Пригодился Александру и опыт старейшего преподавателя Наскафтымской школы биолога Ивана Павловича Гостюжова.

– Он так образно преподносил нам каждую тему, что некоторые из них до сих пор в памяти. Найти приведенные им примеры в учебнике было невозможно. Столь обширен был материал. Помню, как рассказывал учитель нам о свойствах желудочного сока. Составил на столе удивительную композицию из разных продуктов. Мы смотрели на это великолепие и глотали слюнки, а биолог объяснял, что сейчас происходит у нас в желудке, – вспоминает Александр Васильевич. – Позже я прочел у Льва Выготского: «Знания, не проведенные через личный опыт ученика, вовсе не есть знания». Исповедую именно такую педагогику.

А еще учителю помогает опыт Макаренко.

– Вскапываем, к примеру, школьный участок – стараюсь изо всех сил. Вижу, как пытаются не отставать от меня мальчишки и девчонки. Учу их правильно лопату держать, граблями работать. Они ведь городские, для них труд – в нагрузку, а для меня – в радость. До сих пор, когда еду к маме в село, составляю, как к уроку, четкий план, что надо сделать: сено убрать, забор починить, крышу подлатать и в школу свою, хотя бы на несколько минут, забежать.

В городе Александр Васильевич пока живет в общежитии. Маленькая комнатка становится особенно тесной, когда в гости приходят его бывшие выпускники. Многие из них нынче студенты физико-математических факультетов ведущих вузов страны. Быть физиками мечтает и большинство из сегодняшних учеников Кистанова.

– Наш молодой учитель физики сумел пробудить у подопечных неподдельный интерес к своему предмету, – говорит директор школы Ольга Геннадьевна Чипчиу. – Посмотрите, они ведь ходят за ним по пятам. И это взаимная привязанность, которая, безусловно, свидетельствует о призвании.

Сейчас Кистанов готовит диссертацию на тему «Роль учебного предмета в формировании общепрофессионального умения и навыков у старшеклассников». Эта научная работа отнимает немало времени. Но Александр Васильевич успевает все.

Учителей-исследователей не так уж много в наших школах, как, впрочем, и мужчин. Обычно, как только они увлекаются наукой, сразу же переходят на другую работу. Профессия хлопотная, зарплата оставляет желать лучшего. Однако не хлебом единым жив человек. Вот и Кистанов, как признается сам, себя уже без школы не представляет. Коллеги вспоминают, как долго они уговаривали его участвовать в городском профессиональном конкурсе. Он отнекивался: времени нет. Поможем, заверили учителя и действительно готовили своего конкурсанта. В результате – победа на городском и областном конкурсах, а затем успешное выступление в Москве. На Всероссийском этапе Кистанов по итогам конкурсных уроков, проведенных лучшими учителями физики, стал третьим. И хотя до финала он так и не дошел, в Пензе его встречал почти весь 10-й «А».

«Великая радость – открывать и творить». Это крылатое выражение французского физика Кюри стало любимым и для пензенского педагога. Он часто повторяет его на своих уроках, надеясь, что и ученики непременно поймут, в чем же заключается один из главных секретов счастливых людей.

Пенза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте