«Пеликанов», прошедших через 12 муниципальных конкурсов «Учитель года», в Балакове уже 150. И в день официального старта Года учителя почти все они собрались в городском Дворце культуры, куда пригласили цвет балаковского учительства – заслуженных учителей России, отличников просвещения, ветеранов педагогического труда. В торжестве приняли участие главные лица районной администрации, депутаты, поздравившие учителей с их достижениями: 11 общеобразовательных учреждений стали «миллионерами», а одна из школ – №27 – удвоила свой успех. 54 учителя за последние три года отмечены премией президента, 52 балаковских педагога носят звание заслуженного учителя России. Их назвали поименно, и зал дружно аплодировал этим мудрым наставникам, учителям учителей. Словно принимая эстафету, торжественную клятву произнесли те, кто проработал в школе всего полгода-год, – молодые педагоги, которые пообещали быть принципиальными, мудрыми, знающими, верными стране Детства. Творческие коллективы Центра дополнительного образования сделали праздник ярким, запоминающимся. Особенно торжественными были минуты открытия муниципальных конкурсов «Учитель года-2010» и «Воспитатель года-2010». В истории этих состязаний немало звездных имен: балаковские учителя и воспитатели постоянно становятся победителями или номинантами областных конкурсов профессионального мастерства.
Конкурс «Учитель года» определяет не хорошего урокодателя, а учителя-творца, созидателя, который всегда находится в поиске. Эту мысль, открывая состязание, подчеркнула председатель городского комитета образования Ирина Расторгуева. «Вы выносите на суд жюри свои творческие поиски и находки, новые педагогические решения и авторские подходы. Пусть каждый ваш урок будет живым процессом поиска, высшим проявлением педагогической интуиции и новаторства», – сказала она, обращаясь к конкурсантам.
Одним из этапов конкурса стала пятиминутная защита проекта, в ходе которой учителя отстаивали свои педагогические идеи и методики. Но самый главный этап конкурса, самый «видимый» – открытый урок, который должен быть ярким, запоминающимся, глубоким. Мастерство любого конкурсанта – в особенности. В умении гармонично сочетать продуманные заранее приемы с импровизацией, подхватить мысль, высказанную учеником, помочь развить ее, сделать интересной, полезной для всех.
Педагогику толерантности защищала в своем проекте учитель истории лицея №1 Ольга Кочерягина, затем подкрепившая его открытым уроком «Какие мы – таков и мир». Этюды о толерантности раскрывали выпускникам школы необходимость и способность человека жить в поликультурном, полиэтническом, многоконфессиональном государстве, каким является Россия. Этой цели служили и экскурс по религиям мира, и молитвы, звучавшие на разных языках, и появление на уроке гостьи – представительницы татарско-башкирской диаспоры в городе с большой чашей национального блюда чак-чак, с песней на татарском языке.
О проблемах духовно-нравственного воспитания и социальной компетентности заявила в своем проекте Светлана Бесчастнова, учитель русского языка и литературы средней школы №20, сделав акцент не только на классно-урочной системе, но и на использовании интернет-ресурса, с помощью которого учитель организует дискуссии. Урок в 8-м классе «Счастье было так возможно, так близко!» по повести Тургенева «Ася» – одна из иллюстраций к проблемам проекта: каким должен быть человек, как научиться быть счастливым, как научиться любить?
Проект и открытый урок учителя школы №21 Любови Обломовой были посвящены здоровьесберегающим технологиям. В ее методической копилке – ток-шоу «Давайте задумаемся!», сказкотерапия и музыкотерапия, спектакль «Со спортом дружить – здоровым быть», ролевые игры, выступления агитбригады и экологического театра «Сохраним планету чистой!». Обо всех акциях для детей сообщается на школьном сайте, в городской газете «Эхо природы».
Как повысить учебную самостоятельность младших школьников при обязательном условии сохранения здоровья – этой проблеме посвятила свой проект учитель начальных классов школы №12 Ирина Доброскок. Иногда мы слышим скептическое: что можно сделать за один урок? Очень много! – доказала Ирина. За 45 минут она успела не просто поговорить с третьеклассниками о содержании рассказа Пришвина «Кладовая солнца», но ввести новые понятия, поразмышлять о большой и малой Родине, научить малышей самостоятельно искать ответы на вопросы, работать со словарем, карточками, пословицами, делать выводы, один из которых – «Природу любить – Родине служить».
Сельские учителя – Виктор Рубан из села Быков Отрог и Лариса Мерзлякова из поселка Новониколаевский – тоже взяли за основу своих проектов здоровьесберегающие технологии.
Виктор Васильевич, учитель физкультуры, в своей работе использует спринтерское многоборье, кроссы, игры-эстафеты. Открытый урок в 9-м классе «Олимпийские игры. Из прошлого в будущее» он посвятил истории олимпийского движения, и было приятно видеть, с каким интересом ребята смотрели видеофильм, подготовленный учителем по теме, как спорили о результатах Зимней Олимпиады в Ванкувере, закончив разговор, безусловно, мудрой фразой «Спорт любить – здоровым быть».
Лариса Александровна, учитель начальных классов, предложила второклассникам развивающую игру в многозначные слова, умело подводя их к емким словам: дом, семья, теплота. Фантазии ребят вышли за рамки фраз и выражений, заготовленных педагогом, чему были рады и дети, и учитель. Тот принцип психологической комфортности, который воплотила на своем занятии Лариса Александровна, позволил распахнуть детские души, урок превратился в открытие для многих ребятишек.
О воспитании музыкой – одной из граней духовного воспитания – предложила порассуждать учитель музыки школы №22 Маританна Мезина. Говоря о духовности современного человека, преподаватель подчеркнула, что она имеет сложную многогранную структуру. Духовное воспитание – это нравственное, эстетическое становление личности через музыку, театр, живопись, архитектуру, религию. Открытый урок в 5-м классе «Колокольные звоны России» подтвердил выводы ее проекта: дети с воодушевлением говорили о своем восприятии музыки вообще и духовной музыки в особенности, с удовольствием играли на ксилофоне, рассуждали о значении колоколов для России, исполняли песни под колокольные звоны.
Учитель школы №2 Надежда Федотова свой проект и открытое занятие посвятила формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка. Злободневность этой проблемы очевидна: большинство подростков говорят неумело, не могут рассуждать, обобщать, делать выводы, не владеют культурой речи. В течение урока семиклассники «приручали» деепричастия, учились включать их в свою речь, используя таблицы, слайды, проводя различные лингвистические эксперименты, выполняя репродуктивные творческие задания.
Нелегко учителю показать себя с лучшей стороны, создать особую энергетику урока, соткать обучающую и воспитывающую канву занятия, помочь ребенку в познании мира. И это в целом удалось нашим конкурсантам.
…И вот снова звучат фанфары. Актовый зал школы №20, «родины» победительницы городского конкурса «Учитель года-2009», тепло встречает «пеликанов» всех лет, членов жюри, болельщиков – детей, родителей, коллег. Цветы, музыка, радостные восклицания… Еще бы – праздник года! На сцену поднимаются, как сказали ведущие, «самые смелые, самые находчивые, самые талантливые люди».
Да, это они участвуют в профессиональных конкурсах, публикуются в периодических изданиях, ставят спектакли по мотивам литературных произведений, создают экологические театры, организуют работу школьных инновационных площадок. Это энтузиасты своего дела, у которых масса творческих идей. И сегодня все награды, добрые слова благодарности – им. Председатель жюри, директор учебно-методического центра Тамара Логинова вручает всем конкурсантам сертификаты участников, подарки от Комитета образования и спонсора. Председатель городской организации Профсоюза работников народного образования и науки Алевтина Антипова напутствует педагогов: «Уважаемые коллеги, помните, что учитель – главная фигура в школе, а успешный учитель – это достояние школы, города, страны! И любой учительский конкурс – это ваш подиум, где вы можете себя продемонстрировать, показать свое педагогическое мастерство. Дерзайте в своей работе, в своих поисках и будьте успешны!».
И, наконец, наступает кульминационный момент: председатель жюри Тамара Логинова объявляет победителей. Третье место присуждается Маританне Мезиной, учителю музыки средней общеобразовательной школы №22, второе место завоевала Ольга Кочерягина, учитель истории лицея №1, первое место присуждено учителю начальных классов школы №12 Ирине Доброскок. Вручая дипломы и подарки победителям, заместитель председателя Комитета образования Валерий Дуненко сказал: «Пусть ваши успехи в Год учителя станут новой точкой отсчета профессионального мастерства, новым витком поиска и свершений! Вперед, к новой школе!».
Алевтина Антипова вручает победительнице конкурса профсоюзную премию, ведь Ирина Михайловна уже пять лет возглавляет первичную профсоюзную организацию школы.
Директор школы №20 Инна Гевлич торжественно, хотя и с нескрываемой долей грусти, передает переходящий приз – Хрустальное яблоко знаний – директору школы №12 Евгению Паку. Вперед, к новым успехам!
Балаково, Саратовская область
Комментарии