Выпускной бал – значимое событие. Хочется, чтобы оно стало незабываемым, ярким, трогательным. Вспомним заветы Константина Сергеевича Станиславского: начало – эффектное, середина – содержательная, финал – запоминающийся.
Начало. Важна предварительная подготовка. Мы уже несколько лет делаем презентации, включающие в себя фото- и видеолетопись класса (с 1-го по 11-й). Они работают на разных этапах действа: во-первых, это визуальный ряд, который оживляет паузу в период ожидания мероприятия, во-вторых, это визитка каждого класса, которая демонстрируется перед самым началом церемонии вручения аттестатов как иллюстрация к выступлению классного руководителя, в-третьих, это рассказ о классе во время неторжественной части праздника.
Кроме того, предварительно надо подготовить интересные вопросы учителям, о которых они не знают. Например: «Как вы думаете, кто же тогда… разбил стекло, на самом-то деле?», «Кто по списку в журнале на 14-м месте?», «Кто играл четвертого зайчика на празднике в 5-м классе?» и т. д.
Церемония торжественного вхождения выпускных классов должна быть интересной. Несколько вариантов. Ведущие приглашают пары на бал, ребята демонстрируют несколько па мазурки. Или выпускники приглашаются на корабль «Бригантина», который отправляется в долгое плавание. Или в дверях юношей и девушек встречает паутина из ярких разноцветных атласных лент, каждая из них обозначает то, что ожидает на пути, – трудности и победы, любовь и разочарования, вершины и пути их достижения. Разрезая каждую ленту, ребята принимают условия взрослой жизни или дают обещания.
Если поставить родителей и гостей в виде живого коридора для входящих выпускников, можно «лопать» воздушные шары, осыпать ребят лепестками роз, конфетти или пускать мыльные пузыри.
В зале звон колокольчиков, луч прожектора высвечивает пары. Ведущие начинают диалог:
– Ясный день. Сентябрь.
Ромашки.
– Бант. Косички.
Первоклашки.
– Дважды два. Букварь.
Пятерка.
– В классе первая уборка.
– Фараоны. Глобус. Карта.
– Разрисованная парта.
– Щелочь. Пифагор. Кислоты.
– Лев Толстой. Проливы.
Ноты.
– Танцы. Турпоход. Гитара.
– Поцелуй. За четверть – пара.
– Госэкзамен. Бал
прощальный.
– Радость пополам с печалью.
Или другое начало. Звучит песня «Куда уходит детство?», и старшеклассники (десятиклассники, например) с большими мягкими игрушками, воздушными шарами, сцепив руки, катают, как на качелях, малышку с косицами.
Основная часть, она же содержательная, – довольно понятная и известная процедура. Ведущие начинают, потом – слово директору, открытие церемонии, фанфары. Каждый класс проходит по одной схеме: говорит классный руководитель, на экране идут кадры, иллюстрирующие его слова. Причем сначала это общие слова, потом появляются по очереди фотографии каждого ученика, и каждому классный руководитель говорит что-то доброе. Ученик выходит, директор вручает ему аттестат. Собравшись, весь класс говорит свое творческое «ответное слово»: поют, читают стихи, показывают видеоролики с комментариями и т. д. Потом говорят свое слово родители. Тут тоже много вариантов. У нас однажды вынесли на сцену огромный ящик в упаковочной бумаге с бантом, зазвучала песенка «Сюрприз, да здравствует сюрприз!», директор стала открывать, а из коробки сначала вылетели шарики, а потом появилась маленькая девочка – сестренка выпускника – и спела песенку. Вот такой подарок школе.
Основная торжественная часть заканчивается, как правило, общей песней, фейерверком, и начинается вторая основная часть. Конкурсы, шуточные вопросы классным руководителям, составление писем будущему поколению, инструкций по применению классного руководителя и так далее…
И самое главное – финал, он обязательно должен быть запоминающимся. Мы обычно становимся в большой круг, у каждого в руках маленькая свеча в стаканчике, она зажигается от одной большой. Ведущий говорит об окне, свет в котором виден каждому уходящему в даль путнику, о маяке, который ждет домой моряков, об очаге, который мы храним… Конечно, звучит музыка: «Там для тебя горит очаг, как верный знак забытых истин…». Потом во дворе из свечей составляется цифра – год выпуска или большое сердце.
Галина КОВТУН, учитель русского языка и литературы, зам. директора по воспитательной работе лицея №48, Краснодар
Комментарии