В свете педагогической антропологии
Мир детства – мир, который мы покидаем с радостью или печалью, с годами все более отдаляясь от него, в то время как новые поколения вступают в его границы. Взрослые тем не менее соприкасаются так или иначе с этим миром, вторгаются в чужое детство, и это неизбежно. Иногда такое вторжение приносит детям радость и пользу, иногда осуществляется грубо и неумело. С желанием хоть немного помочь избежать последнего создана эта книга, раскрывающая различные грани духовного мира ребенка.
Поскольку предмет педагогической антропологии – человек в процессе воспитания, то представляется необычайно важным для каждого специалиста в этой сфере знания, как, впрочем, и для рядового читателя, представлять себе природу ребенка, мир детских чувств и эмоций, определяющий его поведение в процессе развития, социализации, воспитания. Чтобы стать Воспитателем, надо быть Воспитуемым, знать, как тот смотрит на мир, как воспринимает нас с вами, как учится, фантазирует, любит или ненавидит, зачем играет, почему капризничает и как может перебороть страх или лень… Пути для этого существуют разные, мы предлагаем один из них: попытаться постичь внутренний мир ребенка, вернуться в свое детство и познакомиться с чужим – через воспоминания о детских восприятиях, реакциях и чувствах. Детство в его различных отражениях (зеркалах), в воспоминаниях различных людей, живших в прошлом веке и живущих в этом, перекликается с вашим.
Несколько слов об истории жанра. История собственных жизнеописаний насчитывает не одно тысячелетие. Изучение жанра воспоминаний, зародившегося в древности и получившего небывалый расцвет в современности, показывает, сколь изменилось отношение человека к самому себе, к самоопределению в мире, а также то, как постепенно он “обретал дар речи”, рассказывая о себе. Об особенностях автобиографий на том или ином историческом этапе написано немало исследований. Первая веха в судьбе автобиографии – позднеантичная и раннесредневековая эпоха, когда утверждающееся христианство раскрыло понятие ценности внутреннего мира человека перед Богом. Особое место в этом отношении занимает “Исповедь” Блаженного Августина (354-430).
Другой важнейший этап – вторая половина ХVIII в., когда пробудилось внимание к любым индивидуальным психологическим проявлениям в разном возрасте. Для нас особенно существенно то, что до этого времени период детства в различного вида жизнеописаниях занимал весьма незначительное место, теперь же такое отношение к детству начало претерпевать существенные изменения. В указанное время, не без влияния духовных автобиографий немецких пиетистов, появляется новый жанр в немецкой литературе – роман о воспитании (Bildungsroman), в центре которого стоит авторизованная история процесса взросления личности – ее воспитания и обучения, заметно влияющего на дальнейшую взрослую жизнь. Одновременно на французском языке появляется произведение, оказавшее огромное влияние как на автобиографический жанр, так и на литературу в целом. Это “Исповедь” Жан-Жака Руссо (1764-1770), идейного “предтечи” и вдохновителя такого антропологического мышления, для которого одинаково интересны все этапы жизни личности. “Исповедь” показывает взаимосвязь развития личности в детском и взрослом состояниях и так много внимания уделяет детским годам автора, что по праву считается произведением, положившим начало новому направлению в автобиографическом жанре – воспоминаниям о детстве.
Автобиография, целью которой является рассказ о себе как личности, о собственном духовном и умственном развитии и его психологический анализ, стала популярным жанром в начале ХIХ в., когда в новоевропейской литературе появились особые “автобиографии детства”.
Значение детства для автобиографа. Именно в автобиографиях, ставящих целью самопознание, особую роль начинает играть период детства. В нем ищут ответы на вопросы: почему и как я стал именно таким? что я утратил и что приобрел, став взрослым? тот ли я сейчас, каким был в детстве? Вспоминая мир детства, его описывают как утраченный рай, а иногда и как ад, избавление от которого наступило (или не наступило) с переходом в следующую возрастную степень.
Детство не только определяет будущее человека, но и обладает такими ценностями и возможностями, которые утрачиваются во взрослом состоянии. Подобный подход к ребенку, конечно же, вырос из семени, посаженного Руссо, и разительно отличается от идеи порочной сущности детского возраста, присущей христианскому средневековью и имеющей продолжительную жизнь: “…дети необразованны, к тому же еще ленивы делать добро и склонны ко злу, поэтому… “нагибай шею их”…”. (Винсент из Бове).
Задачи, концепция, содержание книги. Итак, книга, которую вы держите в руках, является пособием по педагогической антропологии. В узком и формальном смысле – это антология или хрестоматия, составленная на основе автобиографий, рассматривающих детский и отроческий периоды человеческой жизни, снабженная обширными авторскими комментариями. Однако составлена она не вполне обычным для антологии образом. Тексты воспоминаний в ней представлены в небольших фрагментах, тематически скомпонованных по главам так, чтобы разносторонне представить антропологию детского возраста. Материал группируется по тем проблемам, которые, на наш взгляд, помогают вскрыть внутренний, эмоциональный мир ребенка. Это самые первые запомнившиеся впечатления и события; страхи и фантазии; эмоции, связанные с чтением книг и играми; рефлексия на школьное и домашнее воспитание; пробуждение жизненного призвания и многое другое. Конечно, они далеко не охватывают всех проблем, связанных с детством, а являются лишь их небольшой, но существенной частью.
Главное своеобразие книги заключается в том, что содержание текстов коррелирует с личной памятью читателя, как это случилось и с составителями. Именно она будет его путеводной нитью и позволит взглянуть на природу ребенка не только через автобиографические тексты, но через самого себя.
Одна из задач книги – постараться показать, как ребенок смотрит на мир, как относится к нему. При помощи воспоминаний мы хотели бы осуществить вместе с читателем безумную попытку “влезть в шкуру” ребенка и его глазами посмотреть вокруг. Это почти невозможная задача. Еще ни один философ или педагог, историк и даже психолог не смог точно сказать, что происходит в психике и сознании ребенка в тот или иной момент, почему при применении к нему определенных воспитательных мер и дидактических средств на “выходе” получается тот, а не иной результат.
Мы отнюдь не претендуем на то, что в нашей книге это получилось. Мы только показываем один из путей поиска на данном направлении, путь, которым часто пренебрегают.
Конечно, воспоминания любого рода имеют хоть и обширные, но все же ограниченные пределы в освещении проблем детства. На многие затронутые ими вопросы помогают ответить психология, педология, педагогика. Эти дисциплины обычно апеллируют не столько к памяти, сколько к экспериментам с реальными детьми. Привлечение исследований из этих научных областей к автобиографиям даст новые повороты и решения в заинтересовавшей вас теме. Дорога в мир детства, по которой мы путешествуем в карете памяти, никогда не кончается. Но путешествие это осуществляется нами не только ради своего удовольствия, но ради тех детей, которых мы беремся учить и воспитывать. Обращение к сокровищам памяти детства есть один из тех путей, идя по которому можно достичь педагогической мудрости.
Из учебного пособия “Природа ребенка в зеркале автобиографии” под редакцией Б.М.Бим-Бада и О.Е.Кошелевой
Комментарии