search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Ушел, чтобы остаться навсегда: что значит Константин Ушинский для отечественной педагогики
0

Аромат времени. Музеи, где оживает литература

​Замечено, что современные школьники с трудом соотносят изучаемые произведения с эпохой, в которую те создавались. И лучший способ помочь им погрузиться в ее атмосферу – провести экскурсию в музей. Благо у нас, москвичей, есть редкая возможность водить их по специальным экспозициям, посвященным жизни и творчеству тех классиков, которых мы с ними изучаем.

Музей Пушкина умело передает колорит того времени, когда наш величайший поэт недолго жил в Белокаменной, где не только родился, но и венчался. Есть там и его автограф, неизменно производящий сильное впечатление на экскурсантов. Потом нередко замечаешь, как ученики пытаются изменить свой почерк, подражая Александру Сергеевичу.Если музей Пушкина выдержан в официальной строгости, то музей Лермонтова кажется совсем домашним. Это действительно сохранившийся маленький домик, снятый бабушкой Елизаветой Алексеевной для внука-студента. Здесь и встречают по-домашнему, много интересно рассказывают, показывают автопортрет поэта и книги с его автографами. После такого визита интерес к лирике Михаила Юрьевича значительно возрастает, и круг стихотворений, цитируемых в сочинениях, заметно увеличивается.Мемориальный музей Гоголя отличается довольно тягостной обстановкой, связанной с последними днями жизни писателя, проведенными в этих стенах. В «комнате памяти» создается эффект присутствия, но не живого классика, а его бездыханного тела, усиленный посмертной маской. Сильное впечатление оказывает камин в гостиной, на месте которого находилась печь, в которой погибла рукопись второго тома «Мертвых душ». История этого произведения остается в памяти навечно после такой экскурсии. Невеселая она, конечно, но очень полезная.Скромная квартира Достоевских, в которой прошло детство будущего писателя, запоминается аскетичностью быта: Федор Михайлович и его брат, к примеру, спали на сундуках. Сохранились их игрушки… Помещение никогда не перестраивалось и словно источает аромат того времени.На этом фоне даже небольшой дом Островского в Замоскворечье смотрится богатым особняком. Здесь великий драматург родился, провел детство и раннюю юность.С большим удовольствием посещаем мы и музей-усадьбу Льва Толстого в Хамовниках, где уже именитый писатель зимовал в конце девятнадцатого столетия. Обращаем внимание своих учеников на совсем другую эпоху, отличную от пушкинской и гоголевской, что видно из деталей быта. Да и в литературе Золотой век уже кончился, начинался Серебряный.К этому же времени относится и пребывание в Москве А.П.Чехова. Его «дом-комод» на Садово-Кудринской также входит в планы экскурсий. Экскурсоводы всегда напоминают, что писатель в своем кабинете не только создавал литературные шедевры, но и принимал пациентов как практикующий врач. После них нам уже нет нужды рассказывать детям о второй профессии автора «Вишневого сада».Из музеев советских времен выбираем обычно два. Особняк Рябушинского красив сам по себе и сильно контрастирует своей архитектурой с экспозицией, повествующей о последних годах жизни Максима Горького. Впрочем, у наблюдательных школьников нередко возникает аналогия с замком-тюрьмой, чем, в сущности, и стало творение Шехтеля для «буревестника революции». Больше всего в этом доме-каземате поражает своим размером и всеохватностью библиотека писателя.Но самым любимым остается музей Маяковского на Мясницкой. Как верно заметил один искусствовед, в Москве много хороших музеев, а один – гениальный. Сейчас он, к сожалению, на ремонте, но предыдущие наши выпуски успели прочувствовать его уникальность. После визита на Мясницкую нам уже не нужно ни рассказывать о самом Маяковском, ни агитировать читать его поэзию.Итак, между недолгой московской жизнью новобрачного Пушкина до окончательного возвращения из Европы в особняк Рябушинского Максима Горького ровно столетие. Самое важное, самое насыщенное для русской литературы. Чтобы лучше понять и познать его, мало читать учебники и внимать словам учителя. Без прикосновения к живой истории, таящейся в музеях, кое-что можно и упустить.Есть еще одно необычное место, которое мы постоянно включаем в свои экскурсионные планы, – это музей художника Васнецова. Виктор Михайлович был не просто иллюстратором русского фольклора: он сумел в своем доме воссоздать тот дух, о котором говорят: «Здесь Русью пахнет». Туда мы водим учащихся пятых классов. Собственно, с этого очаровательного теремка и начинается их приобщение к миру прекрасного.А в Переделкино можно больше узнать о жизни и творчестве любимого с детства Корнея Чуковского, а также единственного уроженца Москвы, ставшего нобелевским лауреатом по литературе, Бориса Пастернака.Светлана КАРПОВА, Марина НОВИЧКОВА, учителя русского языка и литературы школы №1228

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте