search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Архив

Старейшая гимназия Москвы

210 лет назад на основании устава, утвержденного Екатериной II, на базе пансиона столичного университета было открыто Московское главное народное училище, которое 2 января 1804 года преобразовано в Московскую губернскую гимназию, а затем в 1-ю Московскую мужскую гимназию.

Главное народное училище помещалось сначала у Пречистенских ворот в доме князя Г.С.Волконского. В 1819 году для него, уже преобразованного в гимназию, было выстроено специальное здание на улице Волхонке.

В гимназии за время ее существования учились известные математики В.Я.Цингер, Н.Я.Бугаев (отец поэта Андрея Белого), крупнейшие русские историки М.П.Погодин, С.М.Соловьев, академик А.И.Соболевский, видный публицист и историк литературы В.Ф.Корш, профессор Московского университета Н.А.Умов, знаменитый русский драматург А.Н.Островский, крупный революционер и советский государственный деятель Н.И.Бухарин, известный советский писатель И.Г.Эренбург и другие.

Поведение гимназистов определяли специальные правила, за исполнением которых строго следили. Так, 27 сентября 1895 года директор 1-й мужской гимназии получил циркуляр попечителя Московского учебного округа: “До сведения моего дошло, что ученики средних учебных заведений г.Москвы, воспользовавшись ослаблением в летнее вакационное время надзора над ними со стороны педагогического персонала, стали позволять себе уклонения от установленной для них формы одежды и даже нарушение правил, предписанных г.министром народного просвещения относительно поведения учеников вне стен учебных заведений. Так.., суконные фуражки делаются не установленной формы (по образцу офицерских), а с прямой тульей, на манер прусских, летним фуражкам придается совершенно произвольная форма, воротнички рубашек делаются цветные или полосатые… Что же касается поведения учащихся вне стен учебных заведений, то некоторые ученики, вопреки установленным для них правилам, посещают трактиры, кофейни и другие подобные заведения и прогуливаются в позднее время по Тверскому бульвару…”

Поведение гимназистов очень тщательно шлифовалось, видимо, с одной целью – все их силы направить на глубокое изучение наук. 1-я мужская гимназия Москвы считалась одной из лучших. Фундаментальная библиотека гимназии насчитывала 11863 томов книг 3193 названий.

Насколько необычен был подход к изучению литературы, истории, можно судить хотя бы по списку тем, предложенных в 1869 году ученикам 7-го класса: “Значение сентенции: “Познай самого себя”, “Нужда – великий учитель”, “В чем состоит образование?”, “Какое влияние на греков и римлян имели публичные речи?”, “Недовольство собой: полезные и вредные стороны этого душевного состояния”.

Плата за учение была введена в этой гимназии в 1819 году. Сначала платили 12 рублей ассигнациями, с 1838 года сумма была повышена до 40 рублей, а к 1903 году – до 100 рублей в год. Из суммы сбора половина назначалась на награды самым достойным учителям, вторая половина делилась на пособия бедным ученикам и “экономические” суммы.

При гимназии была выстроена и своя церковь во имя св.Стефана Пермского, память которого почитается 26 апреля – день открытия старой университетской гимназии и Московского университета. Этим подтверждалась связь 1-й Московской гимназии с университетом, который давал гимназии из своих аудиторий замечательных педагогов, а гимназия направляла в университет своих питомцев, из которых вырастали профессора, пробуждавшие общественную мысль России.

Вера АЛЕКСАНДРОВА

Кто есть кто

Митя по кличке Малой

Мало кто знает, что в столице живет Митя Фесенко по кличке Малой. Больше всего он известен ребятам школы # 1302, что на Якиманке. Митя учится в восьмом классе. До отличника пока ему далеко. Ведь он любит спорт, и на него уходит немало времени. Летом его можно увидеть в окружении ровесников, которые катаются на роликовых коньках. Он – свой человек в Крылатском, где расположен велотрек. Там, под трибуной, есть спуск, где мальчишки даже пытаются на роликах прыгать с трамплина. А сколько они там набили синяков да шишек, одному Богу известно.

Под Санкт-Петербургом, в Коробицино, этой зимой проходил открытый чемпионат по сноуборду, который является первым этапом Кубка России. Самым молодым из участников оказался Митя Фесенко, которому всего тринадцать лет. Про сноуборд мальчик может рассказать немало интересного. Например, что около семидесяти лет назад Джеку Берчету, пожалуй, первому пришла в голову мысль вырезать из куска фанеры нечто отдаленно напоминающее сноуборд и прикрепить к нему ботинки с помощью старой конской уздечки.

С того времени многие поклонники этого вида спорта бились над усовершенствованием “снежной доски”. Лишь на первый взгляд может показаться, мол, что может быть проще куска доски. Лишь немногим более пятнадцати лет назад появился настоящий сноуборд. Именно в это время был начат промышленный выпуск этих спортивных изделий. Конечно, можно кататься с горы и на куске картона, как мальчишки и делают в парке ЦДСА, но для настоящих спортсменов это не годится. Чтобы заниматься сноубордом, надо иметь хорошую доску, ботинки и крепления.

Понять, что это за вид спорта, а заодно посмотреть, как катается на “снежной доске” Митя, можно даже в Москве. Недавно любители сьехать с горы с ветерком получили хороший подарок.

Недалеко от станции метро “Нагорная” завершено строительство пока первого в России хафпайпа, а по-русски – снежного желоба длиной в шестьдесят метров с трехметровой высоты стенками. Вот где теперь раздолье для сноубордистов! Говорят, что здесь можно взять напрокат все необходимое, чтобы покататься с ветерком. Можно даже заезжать на стенки желоба и “выписывать” на них различные фигуры. Для этого они и предназначены. Планируется даже открытие детской секции, где опытные тренеры будут учить малышей азам этого довольно популярного за рубежом вида спорта.

Николай ЗУЕВ

Полиглот со Щукинского полуострова

Дима Пономаренко, десятиклассник московского 1535-го востоковедческого лицея, занимается в краеведческом кружке “Москвитяне”, что при Центре детского и юношеского творчества “Строгино”, учится в музыкальной школе, увлекается языками (немецкий и китайский изучает в школе, а английский и голландский – самостоятельно). А еще он почти каждый вечер гуляет по Щукинскому полуострову.

Девять лет назад, переехав сюда, Дима вместе с родителями стал изучать полуостров, собирать о нем материалы. Это и помогло Щукинскому полуострову получить статус городского памятника природы. Что же он собой представляет?

Два бывших карьера, затопленных водой, и Москва-река образовали небольшой причудливый оазис, на котором найдено более 130 видов растений. Среди них встречаются редчайшие степные: синеголовник плосколистный, астрагал песчаный и датский; на заболоченных лугах растет купальница европейская. Это единственное в Московской области местонахождение хвоща пестрого. Здесь можно обнаружить тростниковые и осоковые болота, а также наткнуться на горностая, болотную сову, лису, зайца или ежа.

Этот райский уголок привлекает к себе внимание не только отдыхающих, оставляющих после себя нетленную память в виде жестяных банок и пластиковых бутылок, но и… “собачий питомник”, на строительство которого нет разрешения. Но тем не менее собаки уже охраняют это строение, оглашая лаем всю округу и отпугивая птиц и животных.

Для того чтобы полуостров не постигла участь Лосиного Острова и Покровского-Стрешнева, Дима вместе с ребятами из кружка и при поддержке ЦДиЮТ “Строгино” выступил инициатором проведения накануне Дня Земли марша в защиту Щукинского полуострова. Планируется ознакомительная экскурсия и уборка территории, для чего префектура Северо-Западного округа обещала ребятам выделить контейнеры и небольшую сумму для приобретения инвентаря. Цель данной акции – привлечь внимание общественности, заставить москвичей оглянуться вокруг себя и увидеть не только коммерческие киоски и вещевые рынки, но и великолепие природы.

Всех, кому небезразлично, где и как мы живем, ждут 21 апреля с 10 часов утра у выхода из метро “Щукинская” (первый вагон из центра).

Ирина ГРИГОРЬЕВА

Визитная карточка

“Фиговый листок” школы Тубельского

Лица необщее выражение

Вся жизнь НПО, состоящего из общеобразовательной экспериментальной школы # 734, детского сада-яслей # 869, курсов переподготовки учителей высшей квалификации, научно-исследовательского подразделения, учебно-производственных мастерских, регламентируется сборником законов “Имею право…”. Он был составлен и принят учениками и учителями, то есть гражданами, и включает в себя конституцию, определяющую их права и обязанности, деятельность органов самоуправления. Помимо общего сбора, в НПО существует Совет НПО, разрабатывающий законы, утверждающий учебный план, проводящий рейтинги учителей и учеников, принимающий в старшие классы и даже накладывающий вето на решения директора и его заместителей, и суд чести, в который “каждый гражданин имеет право за оскорбление чести и достоинства подать заявление”. В конституцию также входят законы “О защите чести и достоинства”, “О борьбе с вандализмом (порчей имущества)”, “О прогулах”, а также положения о свободном посещении в 8-11-х классах, об индивидуальном плане, о дежурстве по школе, о курильщиках и т.д. Интересно, что ученики имеют право с 5-го класса свободно выбирать предметы сверх государственного минимума, заниматься по индивидуальному плану, предоставляющему каждому ученику право свободного посещения и возможность сдать программу досрочно; по договоренности с администрацией заменять учителя и даже отказаться от него.

То ли еще будет

Так, в начальной школе нет жесткой программы, а лишь система, позволяющая каждому ребенку двигаться в своем темпе. Таким образом, ребенок может начать писать и во 2-м, и даже в 3-м классе. Это создает щадящий режим, который так необходим детям с “психологическими сложностями”. Задача учителя – сохранить у ребят любознательность и интерес к учебе.

Средняя школа превратилась в одну большую экспериментальную площадку. Так, например, кафедра естествознания строит свои занятия на основе исследовательской деятельности детей, которые сами выдвигают версии, сами ищут доказательства и сами определяют, каких знаний им не хватает для решения проблемы. После чего самостоятельно эти знания добывают, используя книги, учебники и просто общение.

В одном из шестых классов интегрированный курс словесности и истории основывается главным образом на интересе и важности данного материала на определенном этапе жизни. Так, возникшая у ребят идея поехать в Крым привела их к всестороннему изучению истории, культуры и даже географии этого региона. Поход в Бородино стал поводом для изучения войны 1812 года, а заодно… ознакомления с калорийностью продуктов и устройством человеческого организма.

Надо сказать, что интеграция стала распространенным способом решения педагогических задач в НПО. Причем большинство уроков проходит в режиме погружения: неделю ребята “погружаются” в определенный предмет, в культурно-историческую эпоху. А к экзаменам, которые являются основанием для перевода в следующий класс, ребята приходят с творческими работами. К примеру, спецкурс “История Москвы” может закончиться в 11-м классе экзаменом-экскурсией.

Не руководить, а управлять

Есть в школе и своя газета “Фиговый листок”. Ребята пишут статьи, придумывают макет и даже сами ее верстают. Газета смело и откровенно позволяет себе критиковать и учителей, и ребят, и руководство. Жаль только, что с русской грамматикой юные журналисты знакомы достаточно поверхностно. Что ж, видимо, свобода и самоопределение личности занимает у них все время, и на действительно хорошее образование его просто не хватает. Жаль. Вот было бы здорово, если б школа смогла обьединить эти направления своей деятельности.

Ирина ГРИГОРЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте