Стремительно меняющийся мир задает новые тренды во всех сферах нашей жизни, в том числе и в образовании. Все чаще мы говорим о том, что профессии будущего, неудержимо врывающиеся на рынок труда, требуют совершенно иной подготовки специалистов, чем это было, скажем, 10‑15 лет назад.
На передний план выходят гибкие навыки, способность к критическому и проектному мышлению, умелое сочетание индивидуальной и командной работы для достижения высокого результата за минимальные сроки. Одним из главных человеческих капиталов становится время, вернее, умение им управлять для соблюдения рационального баланса между работой и отдыхом, личными и общественными интересами, образованием и самообразованием.
Важны персонализация и личностный подход. Вот почему уже сейчас все больше семей выбирают для своих детей, особенно старшего школьного возраста, индивидуальные маршруты обучения, так называемые индивидуальные учебные планы, учитывающие мотивацию подростка на изучение определенных предметов и существенно экономящие его время по сравнению с нормированным пребыванием в школе по жестко закрепленной сетке расписания класса.
Ведущей задачей школы становится создание условий для роста и развития ребенка как личности, как индивида, но, чтобы стать для ребенка действительно пространством возможностей, самой школе давно пора меняться, и меняться максимально быстро. Задача – опережать ожидания семей, удивлять школьников, создавать условия для развития.
Что именно должно меняться в современной школе? Все!
Но встает извечный дискуссионный вопрос: что должно измениться сначала – образовательная архитектура и среда или мировоззрение педагогов и родителей?
На мой взгляд, здесь должно быть параллельное движение. Проектируем новые образовательные пространства – обсуждаем направления, методы и приемы обучения, обучаем педагогов работе в новой среде, не забывая про психологические тренинги, – рассказываем участникам образовательного процесса о ходе изменений, их целях и будущих результатах.
Трансформирующееся пространство учебных кабинетов, рекреаций и залов, конвергентные лаборатории, открытые пространства, библиотеки-медиатеки, лекционные аудитории, научный театр – это лишь некоторые элементы новой образовательной архитектуры, требующие пересмотра образовательных программ всех уровней.
Так, уже в начальных классах (или даже в дошкольных группах) необходимо знакомить детей с принципами открытой школы, занятия в которой не ограничиваются стенами одного кабинета. Активное образовательное пространство школьника расширяется вместе с его взрослением, и к старшим классам подросток уже полноценный участник образовательного процесса. В школе, структура которой все более напоминает образовательный город, он становится полноправным «резидентом» наравне с педагогами.
Максимальный пересмотр программ старшей профильной школы, их адаптация к принципам построения образовательного процесса вузов (лекционные и семинарские занятия, коллаборация ресурсов школы и вузов-партнеров, практико-ориентированный подход к изучаемому материалу) позволят снизить уровень тревожности выпускников и будущих абитуриентов при поступлении в вузы, в период обучения на первом курсе, при сдаче первой сессии. При этом значительно уменьшится процент выпускников, не определившихся со своей дальнейшей траекторией развития.
Безусловно, для работы в новой образовательной среде необходимо изменять подходы к разработке программ курсов повышения квалификации педагогов, которые сами должны быть готовы к освоению новых компетенций, понимать и, главное, принимать изменения.
Одного желания работать в школе-новостройке или в только что отремонтированной школе, наполненной современным высокотехнологичным оборудованием, мало. Необходимо точно знать и понимать цели, задачи и результаты этих изменений. Именно поэтому нельзя просто взять и переместить педагогов в новые условия, психологический дискомфорт, который испытают участники коллектива, приведет к отторжению идей новой школы.
Вспомним про главный ресурс человека – время. При планировании изменений необходимо заложить несколько месяцев на процесс ознакомления, погружения, принятия, на формирование эмоциональной и профессиональной готовности к изменениям.
Нельзя забывать и о том времени, которое потребуется для принятия новых идей семьями учащихся, ведь родителям, имеющим собственный жизненный опыт и взгляды на организацию обучения (зачастую очень консервативные), тоже надо дать возможность подготовиться к изменениям. И здесь важен грамотный диалог между администрацией школы, педагогическим коллективом и родительской общественностью.
Альберт Эйнштейн говорил: «Главная мера ума – это способность меняться». Так давайте меняться вместе, ведь, по словам Гейл Шихи, автора книги «Возрастные кризисы», «если мы не меняемся, мы не развиваемся. А если не развиваемся, то и не живем по-настоящему!».
Зоя ЧЕРНЫШЕВА, директор школы №158
Комментарии