Представьте: московский школьник, у которого душа лежит к информатике и литературе, изобразительному искусству и русскому языку, истории и английскому, обществознанию и математике. Вообще еще много что нравится. Но учителя и родители просят определиться. Ведь предметы все разные, а предпрофессиональные классы узконаправленные. Правда, будущий семиклассник точно знает, что ему нужна творческая среда. И сейчас, и потом – при работе в профессии.
Представили? А теперь – московскую школу №2048. В сентябре 2022 года в ней открывается «Креативная вертикаль». Направление с расширенным изучением вышеперечисленных предметов, которые нашему воображаемому ученику как раз и нравятся. Ведь будущий специалист, будь он из арт-индустрии, кино, рекламы, дизайна или журналистики, должен отлично подготовиться сначала к профильным школьным экзаменам, а потом и к внутренним, уже творческим, испытаниям в вузе.
Внедрение мировых трендов
Сегодня стоит задача качественного и эффективного внедрения мировых трендов в образование. Например, в исследовании «Мировые тренды образования в российском контексте»-2022, которое провел Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики», собраны мнения российских экспертов и школьников о том, как они видят мировые тренды применительно к образованию в России. И, например, тренд «Ученик – соавтор процессов обучения и преподавания» может быть осуществлен только в том случае, если сделать фокус на персонализацию и цифровые технологии.
Так, одним из способов вовлеченности учащихся, развития их профессиональных знаний и включенности в профильные сообщества может быть ориентир как раз на предпрофессиональные классы, которые охватывают сразу несколько, конечно, связанных между собой направлений.
Социальное партнерство
Еще один способ – акцент на междисциплинарном, метапредметном подходе в обучении школьников. За счет партнерства с вузами и организациями из сферы креативных индустрий возможно осуществлять развитие конвергентного подхода в обучении подростков.
Школа заключила договоры о сотрудничестве в 2022‑2023 учебном году с тремя университетами:
– РГУ технологии, дизайна и искусства имени А.Н.Косыгина;
– Московским политехническим университетом;
– Московским педагогическим государственным университетом.
К тому же дирекция креативных программ МПГУ выразила готовность поддержать под руководством куратора направления работу класса культурно-просветительского характера о России «Культурная карта». Так теоретические знания сразу смогут отрабатываться на практике.
Ведется сотрудничество и с организациями из сферы креативных индустрий. Например, с Фондом развития общественных инициатив. Причем на протяжении первого полугодия 2022 года с ним уже начала выстраиваться система партнерских отношений по программе профориентации в digital-мире «SkillCity – город цифровых профессий».
Сотрудничество с вузами и организациями-партнерами планируется осуществлять в рамках двух учебных курсов – «Культура и креативность» и «Технологии креативных индустрий». Партнерство направлено на работу в таких тематических блоках, как «Креативность в создании медиапроекта», «Медиаграмотность и медиаобразование», «Медиаисследование», «Город профессий в медиаиндустрии» и «Сторителлинг».
Развитие ключевых компетенций
Сегодня важно уже на этапе обучения в школе развивать в детях soft skills, которые в XXI веке становятся важнее, чем hard skills. То есть ориентироваться не только на углубленное изучение определенных предметов, но и на приобретение школьниками конкретных навыков.
Одна из целей проекта – развитие навыков, относящихся к Целевой модели компетенций-2025. В этой модели выделяют три группы: когнитивные, цифровые и социально-поведенческие навыки.
- Когнитивные навыки: развитие способности к саморазвитию (самосознание, обучаемость и любознательность), умение работать в команде (умение мотивировать, способность формировать команды, делегировать задачи в группе и определять ведущие задачи), умение работать в условиях неопределенности, способность решать задачи с помощью креативного подхода, критически мыслить и брать на себя ответственность.
- Цифровые навыки: умения использовать цифровые средства и технологии для решения задач, программировать, разрабатывать приложения, обрабатывать и анализировать данные.
- Социально-поведенческие навыки: способность обеспечивать коммуникативную компетентность – использовать свои знания и умения на практике, эффективно и результативно работать.
Сегодня развитие креативных индустрий приобрело масштабы глобального тренда в экономических и культурных процессах. Это подтверждается повышенным вниманием к ним не только государств, но и международных организаций. В современном обществе креативные индустрии призваны удовлетворять важнейшие социальные и культурные потребности населения, способствовать формированию национальной идентичности государств. С появлением такого рода проектов, как «Креативная вертикаль», открываются новые возможности для гармоничного развития подрастающего поколения.
Арина КУПРИЯНОВА, куратор направления «Креативная вертикаль» школы №2048
Комментарии