search
main
0

Арена не для всех

Компьютерный спорт уже не фантастика, а часть нашей реальности, и он становится все популярнее. Но могут ли компьютерные состязания стать полноправной составляющей учебного процесса в вузе и какую пользу это может принести студенческой молодежи? На эту тему эксперты рассуждали на недавней встрече в одном из информационных агентств.

Как рассказал вице-президент Санкт-Петербургской федерации компьютерного спорта, начальник студенческого культурно-досугового центра Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А.Бонч-Бруевича Артур Годлевский, в вузе компьютерным спортом в рамках дополнительного профессионального образования занимаются с 2014 года, однако о включении киберспорта в образовательную программу, как это было предложено Ростелекомом, речи пока не идет.

Дело в том, что на сегодня нет федерального образовательного стандарта подготовки специалистов в этой сфере. По словам Артура Годлевского, в университете сейчас изучают данный вопрос, однако совершенно очевидно то, что никто не собирается учить студентов играть в компьютерные игры. Киберспорт – узкоспециализированная область. Другое дело, если в рамках новой образовательной программы ребята будут получать такие полезные компетенции, как умение программировать, разбираться в тонкостях маркетинга, обеспечивать интернет-трансляции. Эти навыки можно будет потом применять в других профессиональных областях.

Представитель еще одного рейтингового вуза – менеджер киберспортивных проектов Санкт-Петербургского НИУ информационных технологий, механики и оптики Савелий Брага – заметил, что в университете киберспорт развивается тоже в рамках дополнительного профессионального образования. При этом большой упор делается на аналитику данных, потому что сейчас все меряется цифрами, а специалистов в киберспорте, которые умеют качественно работать с данными, очень мало.

На взгляд Савелия Браги, вводить дисциплины, относящиеся к киберспорту, – это, в общем-то, неплохая идея, но нужно понять, кого вуз собирается учить. Восемнадцатилетних юношей и девушек? Если уж браться за дело, то образовательные программы должны быть рассчитаны на подростков 12-13 лет.

Кроме того, как заметил Савелий Брага, киберспорту просто необходима олимпиада. Сегодня большая проблема игровой молодежи, особенно среди любителей, в том, что никто из ребят не готов играть за честь вуза, за честь страны. Крупные турниры показывают, что игроков интересуют только призовые. Включение киберспорта в олимпийское движение, возможно, придало бы игроку чувство гордости за страну, которую он представляет.

Требует ли киберспорт от человека определенных качеств или им может заниматься любой? На этот вопрос попыталась ответить доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Института психологии Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена Ирина Богдановская. Она пояснила, что любая видеоигра тестирует такие свойства, как скорость реакции, умение мыслить стратегически, способность адаптироваться к действиям противника и т. д.

У видеоигрока развивается многозадачность. Но этот вид спорта, как и любой другой, требует постоянных тренировок, мотивации на высокие достижения. Успешные киберспортсмены практикуются по 13 часов. Это интеллектуальный спорт с жестким режимом тренировок, и не каждый станет в нем успешным, если не будет обладать определенными качествами.

Еще один аспект, который затронули эксперты, касался влияния видеоигр на здоровье. Например, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и спортивной медицины Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Дмитрий Бутко подчеркнул, что спортивная жизнь зависит от активности тела, а не от активности ноутбука. К сожалению, как отмечают врачи, полная погруженность в компьютерную реальность может формировать зависимость.

Кроме того, «цифра» отнимает подвижность: не развивается мускулатура, страдает сердечно-сосудистая система и т. д. Если люди не могут оторваться от компьютера, это может привести ко многим соматическим и психологическим проблемам. Дмитрий Бутко заметил, что, прежде чем внедрять в учебную деятельность программы, в том числе включающие элементы киберспорта, нужно провести исследования и доказать их эффективность, а также психологическую и физическую безопасность.

Артур Годлевский в свою очередь добавил, что также важно вести просветительскую деятельность. К примеру, среди родителей. Нужно объяснять им, что киберспорт отличается от гейминга. В гейминге человеку интересны сюжет, графика, он проживает жизнь своего компьютерного героя. Киберспорт – это соревнование между людьми, где компьютерная игра лишь спортивный снаряд. В киберспорте важен соревновательный аспект. Но о киберарене, так же как о спорте высоких достижений, мечтает не каждый ребенок, поэтому обязательность образовательной программы, включающей элементы киберспорта, под большим вопросом.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте