search
main
0

Антисинтез, или “Зарубежная музыка”

Борис Петрович Юсов – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий лабораторией комплексного взаимодействия искусств Института художественного образования РАО. Он рассказал о своем видении интегрированного образования.

– Сейчас нет единого мнения о том, что такое интеграция, хотя сама эта идея – объединение художественных представлений и ее отличие от обычной работы по искусству – существует давно. Я изобрел термин “полихудожественное образование”, который включает в себя способность ребенка воспринимать, творить и развиваться в самых разных видах деятельности. А вот монохудожественное образование основано на понятиях, терминах и видах отдельного искусства: музыки, балета, театра, кино, литературы. Зачастую педагоги монохудожественное образование, которое я характеризую как профессионально-искусствоведческий метод составления программ, понимают как интеграцию. Однако это совсем не так. Интегрированное образование – полихудожественное развитие, привлекающее возможности и средства разных видов искусства. Лев Семенович Выготский считал: ребенок имеет свою особенную линию культурного развития, свою особенную логику мышления. Так, в дошкольном возрасте дети склонны к музыкально-хороводному искусству и рисованию, в начальной школе приходит тяга к стихосложению и фольклору. В 5-6-х классах наступает период увлечения кино, которому на смену в 7-м классе приходит пора научно-фантастической и приключенческой литературой. У школьников 8-9-х классов на первое место выходят хореографическое искусство (танцы) и театр. Взрослея, подростки больше думают и потому тянутся к чтению как смыслообразующему творческому занятию. Этого особенного развития личности никто не замечал и не замечает до сих пор, этого наша школа не знала со времен отмены крепостного права и первых народных школ. Надо не пичкать наших школьников терминами искусства, а исходить из их духовных потребностей, из их личного развития.

Ребенок полихудожественен, в его душе взаимодействуют все виды искусств, а это значит, что он способен ко всем искусствам. Если он рисует, то его рисование музыкально, поэтично, театрализованно, то есть доминанта одного искусства налагается на все другие художественные занятия. Поэтому детскую личность нужно развивать всеми видами культуры, а не одним. Развивая концепцию полихудожественного развития, я вывел три уровня интеграции, три вида взаимодействия искусства.

Наиболее простой, я бы сказал, зачаточный уровень интеграции – соседство искусств. Если преподаватель на уроке музыки показал рисунки или вместе с детьми разыграл музыкальную театрализованную сценку, то этот урок считается интегрированным. По этой наивной методике написаны сотни программ, изданы тысячи методических материалов, испорчены килограммы макулатуры. В примере такого урока нет интеграции, только соседство разных видов искусств.

Второй уровень – взаимодействие искусств или взаимоиллюстрирование. На пушкинскую “Сказку о царе Салтане” Римский-Корсаков написал оперу, а Васнецов сделал рисунки, сценографии для Императорского театра. Взаимное иллюстрирование – более сложный уровень, потому что тут надо искусства сочетать. Например, музыку перевести со стихом, а картину соотнести с музыкой. Примером второго уровня интеграции на уроке может послужить следующее: на уроке геометрии проиллюстрировать квадрат одноименной картиной Малевича.

И третий уровень уже есть собственно интеграция – в основе лежат внутренние взаимосвязи, определенные творческие закономерности проникают друг в друга. Как правило, на уроках синтез искусств мало проявляется, потому что в этом случае от учителей требуется глубокое проникновение в тему и в искусство. А наша система образования такова, что не соблюдает этот синтез, а, наоборот, расчленяет его. Ребенок должен развиваться полноценно, а в школах уже в шестом классе “зарубают” музыку, в седьмом из расписания выбрасывают рисование. Как же дать культуру школьнику? Во-первых, все искусства нужно подавать интегрированно и на возрастной доминанте. Приведу несколько примеров. Как я уже говорил раньше, в 8-9-х классах школьники увлечены театром. На примере оперного театра можно преподавать музыку от классической до космической, через спектакли – литературу и кино и даже астрономию. Математику можно синтезировать с изобразительным искусством, с цветоделением, с музыкой как теорией чисел. В прошлом веке все биологи и инженеры рисовали не хуже профессиональных художников, а в средневековье музыку преподавали на математических факультетах как теорию гармонии. Через литературу можно преподавать смыслообразование, дать жизненные установки. Школьники хотят быть в действии, хотят, чтобы им через доминирующее искусство определенного возраста интегрированно подавались все другие отрасли культуры. А что же происходит на самом деле? Учитель для себя пишет программу и в течение 45 минут буйствует по своему плану. Из класса выходит в мыле, а что делали ученики? Ничего, абсолютно никакого личного творческого удовлетворения от урока они не получили.

Настало время уяснить, что интегрированный урок – это не брошюрка авторских терминов или элементарных наглядных примеров в виде картин или музыкального обрамления. Интегрированный урок – это урок, построенный на взаимодействии с ребенком, его личное участие в образовательном процессе через культуру и искусства.

Джамиля САЙРАМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте