Есть учителя, даже опытные, которые почему-то не могут найти общего языка с детьми. И такие неудачные классные руководители бывают в каждой школе. Так не пора ли дать ученикам возможность самим выбирать себе \”классного\”?
Я перешла в десятый класс и в нынешнем учебном году у нас будет новый классный руководитель. Наша прежняя руководительница ушла на пенсию, она вела нас с 5 по 9-е классы. И вот теперь нас ждут перемены. Но выбор \”классного\”, к сожалению, не зависит от мнения учеников. А жаль. Ведь это очень важный человек в жизни любого ребенка и целого класса. Именно от его личности, без преувеличения, во многом зависит наше развитие.
Многие преподаватели, даже опытные, почему-то не могут найти общего языка с детьми. Такие неудачные классные руководители есть в каждой школе. У нас школе № 14 Великого Новгорода, где я учусь, есть идеальный классный руководитель – учитель русского языка и литературы Маргарита Васильевна Лихачева. Она со всеми своими выпусками ездит на велопрогулки, ходит в лыжные походы, они бывали в знаменитых крепостях России и во многих музеях, ездили даже за границу. Они устраивают различные конкурсы, вместе отдыхают летом на турбазах, ходят с Новгородским клубом юных моряков в плавание. Маргарита Васильевна занимается с детьми даже больше, чем того требует понятие «классный руководитель». И в результате все ее дети знают гораздо больше, чем полагается по школьным программам, потому что у них более широкий кругозор. А если взять класс, такой, где ученики никуда с классным руководителем не ездят, эти дети мало что знают, даже по школьным программам.
Если хороший классный руководитель ведет какой-нибудь предмет, образовательный эффект еще больше увеличивается. Например, он преподает биологию, изучает с детьми конкретную тему, а потом после этой темы идет с детьми в музей или в класс приглашает музейного работника или сотрудника вуза. То есть так придумывает, чтобы эта тема запоминалась.
Мне кажется, должны быть специальные курсы для классных руководителей. Ведь это не просто педагог, а человек, который занимается дополнительным образованием детей. Поэтому это гораздо более важный педагог, чем все остальные. И должны быть курсы, которые бы рассказывали, в частности, куда можно повести детей, как организовать группу в 30 человек для дальней поездки. Мы, например, часто просились с классом в Москву, и нам наша классная руководительница отвечала: «Я за вами не услежу!».
Чем хорошая школа отличается от школы обычной? Тем, что она дает детям больший кругозор. А это возможно только при хорошем классном руководителе. Идеальный классный руководитель – это человек, который занимается детьми, не жалея сил и времени. Я знаю, что Маргариту Васильевну Лихачеву можно застать в школе и 6 часов вечера, и в 10 часов вечера, она может быть там и летом, и в любой праздник, если это нужно.
Идеальный классный руководитель должен к каждому ученику подходить отдельно и без предвзятостей. Бывают такие учителя, которые говорят: «Я как классный руководитель все решаю». Но такого быть не должно, классный руководитель – это друг и товарищ, на мнение которого стоит ориентироваться. Он должен вызывать уважение именно потому, что он что-то для нас делает, находится всегда рядом и нам помогает. Идеальный классный руководитель хорошо знает своих учеников – чем они увлекаются, что у них в семье. Они ему должны быть как родные дети.
Очень хорошо, что у нас в школе такие классные руководители есть. Но не всегда им удается взять себе класс. В конце прошлого года, когда мы узнали, что наша классная руководительница уходит на пенсию, мы просили администрацию, чтобы нашим новым руководителем стала молодая учительница музыки. Это тоже уникальный человек. К ней все ученики с 1 по 11 класс, даже те, у кого нет уроков музыки, бегают на переменах с одной-единственной целью – поздороваться. Потому что она человек открытый, добрый – таким и должен быть учитель и классный руководитель. Она каждому ребенку находит что-то сказать хорошее. Но в ответ на нашу просьбу нам сказали, что есть критерии для классного руководителя, и наша учительница по ним не подходит. Во-первых, она только что пришла в школу и у нее не так много опыта. Во-вторых, классный руководитель почему-то должен обязательно вести учебный предмет в своем классе. Я не согласна с этим и считаю, что не должно быть ограничений для того, чтобы позволить человеку быть классным руководителем. Нужно, чтобы на место классного руководителя мог претендовать любой педагог, в том числе и тот, кто только начинает работать в школе, потому что у него могут быть новые интересные идеи. А еще я думаю, что класс должен иметь возможность сам выбрать себе классного руководителя. «Взгляд» записала Светлана Потапова
Комментарии