search
main
0

Анна Хохрина, Нижний Новгород: Учить ли музыке немузыкальных детей?.

Порой приходишь в полное недоумение: зачем родители так настойчиво заставляют ребенка заниматься музыкой, тогда как он демонстрирует явное отсутствие желания, делая всё из-под палки. И что интересно, это может продолжаться не месяц-два, а годы!

Занятия становятся пыткой для преподавателя, отбирают много сил и, надо сказать, сильно портят настроение. И совсем другое дело, если у ученика есть живой интерес: урок пролетает на одном дыхании, дает радостное чувство и стимулирует для дальнейших творческих поисков. И ты думаешь: как прекрасно прошёл урок, всё не зря! И жизнь наполняется смыслом. К сожалению, не всегда так бывает. И мои коллеги часто сетуют на бездарность, серость, леность и халатность своих учеников. Ругаем и родителей, которые совсем не следят за выполнением домашних заданий.

Зачем же мы, педагоги-музыканты, тратим драгоценное время нашей жизни на немузыкальных учеников? И зачем же бедные дети тратят драгоценнейшее время своей жизни на нелюбимое дело? Ведь как сказала однажды Виктория Токарева: «Нет ничего безнадежней, чем учить музыке немузыкальных людей». И поняв это, учительница по классу фортепиано превратилась в известную писательницу. Но так уж повелось в нашем начальном музыкальном образовании, что мы берем всех подряд – в процессе разберемся, кто на что способен. Как шутит директор одной музыкальной школы (не буду называть по имени): лишь бы ребёнок, хлопая в ладошки, не промахивался. В недалеком прошлом с отбором было построже. Например, одна старая учительница музыки просила ребенка простучать ритм «Боже, Царя храни!» Если удавалось передать четверть с точкой – берём! Не удалось – извините… Размышляя над вопросом «В чем же смысл?», я нашла для себя только два более-менее конструктивных объяснения. Первое: родители хотят, чтобы ребенок был занят. Не просто занят, а занят под завязку. Они отдают его в десять кружков, при этом не очень важно получается или нет, главное – он при деле. И под присмотром! Разве плохо? К примеру, услуги гувернантки в Нижнем Новгороде стоят минимум 150 рублей в час, репетитора – минимум 300 рублей за 45 минут. А в дополнительном образовании мы можем получить все эти услуги абсолютно бесплатно! Ребёнок постоянно общается с профессиональными педагогами, людьми талантливыми и высокообразованными. И платить за это не надо! Второе объяснение: родители исполняют свой строго определенный идеал воспитания. Ребенок должен быть всесторонне развит, и музыка входит в этот обязательный комплекс. К тому же они уже инвестировали в музыкальное образование – купили инструмент, ноты, поэтому намерены «бить до конца». Тоже хорошо. Ведь так воспитывается характер – умение доводить начатое до конца, сила воли и т.п. Конечно, плох тот педагог, кто не смог увлечь ребенка. Так думаю я и, наверное, многие педагоги. А как можно увлечь музыкой? Конечно, давать только то, что ему нравится. Но что делать, если ему-то нравится такое, что никак не вписывается в вашу систему культурных ценностей? Ваше чувство прекрасного от такого репертуара будет страдать. Например, есть у меня такой ученик по гитаре: какую бы песню я ему ни предложила – хоть из наших бардов, хоть из зарубежной или отечественной эстрады, ему всё не по душе. Зато очень нравятся «Уральские пельмени». Их «Песенку про Добро» он выучил моментально. Потому что она смешная. Юмор этой песни мне понятен, но он мне кажется слишком грубым, каким-то садистским, хотя прекрасно помню из детства: так по-хулигански иногда шутили дети в детском саду. Удивительно, но слова этой песенки кажутся очень смешными не только десятилетнему мальчику – полный зал хорошо одетых взрослых людей покатывается со смеху. Вот я и пошла на компромисс, воздержавшись от категоричных оценок и утешаясь тем, что аккордика этой «шутливой» песенки полностью совпадает с песней «Изгиб гитары жёлтой» Олега Митяева. Всё же есть надежда, что дойдет очередь и до неё, и когда-нибудь мальчик споёт её у костра с друзьями или дома с мамой, которая, кстати, её обожает. Об авторе Анна Павловна Хохрина, педагог дополнительного образования Дворца детского творчества имени В.П. Чкалова, Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте