Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Учитель года

Английский марафон

То, что кажется случайностью, на самом деле закономерно
Учительская газета, №49 от 3 декабря 2019. Читать номер
Автор:

Светлана ВИДАКАС, учитель года-2019 Ярославской области, стала не только одним из пятнадцати лучших педагогов России, но и получила специальный приз «Цифровой пеликан». Компания Mail.ru Group признала ее цифровым учителем.

Светлана ВИДАКАС умеет говорить с детьми на их языке

«Мы выбираем свои случайные дороги, радуемся случайному везению и сетуем на случайные неудачи. Но то, что нам кажется случайностью, на самом деле закономерность, тот путь, который мы должны пройти», – написала в своем эссе Светлана Флюровна Видакас, учитель английского языка Гимназии города Переславля-Залесского.

Она из тех детей, кто пошел первый раз в первый класс в тяжелых 90‑х, когда зарплату учителям не платили вообще, и все же они умудрялись сеять разумное, доброе, вечное. У нее тоже был педагог, которого хотелось слушать, которому хотелось доверять, – учитель английского языка Елена Евгеньевна, всем классом бегали к ней домой на «английские чаепития». В восьмом классе Светлану отправили в летний лагерь не куда-нибудь, а в Великобританию. Поставила себе цель – непременно вернуться. Правда, родители мечтали, что она пойдет по стопам отца. Еще учась в старших классах, поступила в юридический колледж. Кроме того, получила два высших образования – экономическое и лингвистическое – в Москве. Устроилась работать в банк, успешно делала карьеру. Но несколько раз в неделю для души приходила в частную школу, ей нравилось быть учителем, которому хочется доверять.

А в 2013 году вместе с сыном Светлана оказалась в реанимации из-за ошибки медиков. Месяц между жизнью и смертью изменил ее кардинально, она переосмыслила ценности. Поняла: ее место в школе, там начинаются ошибки и там же они могут быть исправлены. Ведь именно учитель в состоянии сделать так, чтобы выросшим ученикам не хотелось делать промахи, от которых зависит судьба человека. Из столичного банка Светлана ушла в Гимназию Переславля-Залесского. Школа молодая по сравнению с небольшим городком, образованным еще в ХII веке, но с добрыми традициями: имеет медаль «Десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты», учрежденную национальным конкурсом «Миротворец года», и знак «За заслуги» перед Переславлем-Залесским за внедрение в образование новых педагогических технологий и большой вклад в развитие интеллектуального потенциала города. Нестандартный подход к урокам Видакас тут никого не пугает. Ей не приходит в голову жаловаться на учеников, которые пользуются на уроках телефонами, Светлана Флюровна поставила цифровые технологии на службу знаниям. Проектор, экран, мультимедийную доску применяет не всегда, а вот телефоны нужны постоянно. Для переводов они удобнее, чем бумажные словари: экономят время и помогают быть в курсе всех изменений языка. Социальные сети служат для получения домашних заданий и консультаций: у каждой подгруппы английского языка своя беседа, причем часто Светлане Флюровне и вмешиваться не приходится, дети отвечают друг другу сами. Так развиваются ответственность, дружелюбие и взаимопомощь. В качестве домашних заданий она частенько просит заполнить реальные анкеты или заявки, но не в тетрадках, а на английских сайтах.

– Если прежде авторитет учителя был незыблемым, а образование отличалось строгой регламентированностью, отсутствием индивидуального подхода, то теперь такая школа не воспитает человека, готового к современным реалиям, – говорит Светлана Видакас. – Бешеные скорости и сумасшедший ритм требуют от выпускников быстрого восприятия, переработки и усвоения огромных объемов информации. Они должны обладать критическим мышлением, уметь меняться, адаптируясь к любым ситуациям, и учиться самостоятельно. Благодаря современным образовательным стандартам школа будущего возможна, мы развиваем у детей и предметные, и метапредметные навыки: учим их общаться, взаимодействовать, коммуницировать, работать в команде, разбираться с проблемами, рассчитывать свое время, принимать самостоятельные решения. Роль учителя по-прежнему высока: он влияет на формирование личности. Но мы часто забываем, что дети живут в другом ритме, успевая за пять минут онлайн обсудить множество интересного с друзьями. Должны меняться и мы, педагоги. Можем ли мы говорить так, чтобы дети нас слушали, понимали? Знаем ли мы их язык? Готовы ли учиться у них?

Ее педагогическое кредо – слова Джона Дьюи: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». У современных школьников, по мнению Светланы Флюровны, информационные компьютерные технологии уже в крови. Да, они спешат жить, обладают непродолжительным вниманием, но при этом они добры, стремятся к активному социальному взаимодействию и нуждаются в наставнике.

– Как пишет Талмуд, «многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников», – признается Светлана. – Мы живем в уникальное время, когда знания возникают в процессе взаимодействия ученика и учителя. Поколение Z меня поражает, а порой и восхищает. Современные дети бескомпромиссны, уверены в себе, у них потрясающее чувство свободы, которого мы были лишены. Помню, как в начале моей работы мы поспорили с семиклас­сником. Он уверял, что учеба давно устарела, да и вообще не нужна – люди становятся миллионерами и без нее, как Стив Джобс, например. Я предложила подробнее почитать об этом человеке, и на следующий день мы рассказали друг другу, как после отчисления из университета Стив пошел на курсы каллиграфии, благодаря чему придумал удивительные компьютерные шрифты. В этот день Денис понял, что учеба не заканчивается школой и университетом, она длится всю жизнь. А я поняла, что авторитет современных детей заслужить непросто. Важно не требовать от них беспрекословного выполнения заданий, но направлять их к самостоятельному осознанию.

Светлане Флюровне нравится находить подход к детям, которые считают, что ее предмет им в жизни не пригодится. Зажечь, увлечь – сложная задача, которую, по ее мнению, без индивидуального подхода не решить. Ее подход, в общем, простой, правда, непросто осуществимый. Она старается разглядеть достоинства каждого, подчеркивая их и рассказывая, какой он уникальный. Не любить занятия, пропитанные любовью учителя к детям и своему делу, становится невозможно. На ее уроках не бывает тихо, дети разговаривают. Причем в основном друг с другом, поскольку при изучении иностранного языка авторитарный подход, по мнению Видакас, вообще невозможен: ученики волнуются, закрепощаются, возникает языковой барьер. Причем их мало назвать уроками английского, они гораздо шире. Чтобы расширять детский кругозор, учитель посвящает уроки разным темам – экологии, искусству, истории России, особенностям других стран, формируя гордость за Родину и представление о многоязычном, поликультурном и разнообразном мире, открытом для дружбы и уважения людей друг к другу. Свой опыт разработки настольных игр применила на уроках: дети не только легко и непринужденно заучивают новые слова, но и хотят знать их больше. И даже оценки превратила в игру, использовав в качестве отметок близкую подросткам балльно-рейтинговую систему онлайн-игр.

– Есть люди, которые своим появлением меняют все вокруг, – говорит Марина Анатольевна Чистякова, директор Гимназии города Переславля-Залесского. – Светлана Флюровна как раз из них: с ее появлением в школе стали происходить события, о которых мы раньше, наверное, не могли и мечтать. Это человек будущего, для нее не существует границ, и этому она учит своих детей.

В 2017 году Светлана Видакас повезла ребят на игру «Один день из жизни посольства». Русскоязычные дети, презентующие Англию, так лихо говорили на иностранном, что их пригласили вступить в молодежное движение «Дипломаты будущего». В клубе юных дипломатов, который Светлана Флюровна создала на базе школы, было сначала восемь человек. Теперь это маленькая страна – шестьдесят учеников разных школ со своими министерствами медиакоммуникаций, внутренного и внешнего развития, а также президентом-старшеклассником. Их мир теперь не ограничивается ни школой, ни городом: по субботам они ездят в МГИМО, а летом – в детский центр «Океан».

Как выяснилось, родителям тоже удобнее общаться с педагогом с помощью Интернета: зачем тратить время на походы в школу, если большую часть вопросов можно решить на расстоянии? Светлана Флюровна надеется облегчить жизнь и коллегам, заваленным бумажной работой, например, с помощью робота, который может проверять домашние работы. Для нее нет ничего фантастического! Тем более что Видакас – член городского и областного клубов инициативных педагогов.

Сын Светланы Флюровны нынче пошел в первый класс. И хотя Платон практически вырос в детском центре «Роботоник», еще одном детище Видакас, он совсем не интернет-ребенок. Они вместе играют, конструируют, рисуют, плавают и бегают. Платон вместе с мамой участвовал в городском марафоне, преодолев дистанцию в 600 метров.

– Моя жизнь похожа на марафон с интересным маршрутом, – говорит Светлана Видакас. – Цепь случайностей привела меня в школу к потрясающим людям – большим и маленьким, с интересными идеями и глубокими мыслями. И это точно не случайно, в чем я еще раз убедилась на конкурсе «Учитель года». Ведь, несмотря на то что мы все разные, уникальные, креативные, мы все одинаково влюблены в свое дело. Каждый раз, оглядываясь назад, удивляюсь скорости моего движения, а заглядывая вперед, радуюсь, что до финиша еще далеко…


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt