search
main
0

Андрей ПОМИНОВ, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан: Системы среднего и высшего профобразования региона находятся в динамическом равновесии

​- Андрей Иванович, принято говорить: «СПО сегодня и СПО вчера – это совсем разные вещи». А когда в республике почувствовали, что среднее профессиональное образование изменилось?

– В 90-е и 2000-е система образования по всей стране переживала весьма непростые времена. А система профобразования, она тогда даже не существовала, а просто выживала… Лет пять назад СПО начали придавать особый смысл. Само понятие «среднее профессиональное образование» зазвучало, начались инвестиции. На этом фоне мы сумели сохранить систему в целом и не потеряли ни в количестве студентов, ни преподавателей. Наоборот, интерес к СПО только растет. Другое дело, что мы сознательно в ряде случаев пошли на реорганизацию, слияние учреждений, присоединение, ликвидацию тех, что не отвечали требованиям качества.Система профобразования у нас исторически очень большая. И если мы сравним то, что есть у нас, со, скажем так, общероссийским списком рабочих профессий, то мы не увидим разницы – у нас так или иначе ведется подготовка по всем направлениям.- Как этого удалось достичь? – Нам очень помогла идея ресурсных центров. Причем они создавались не там, где изначально была самая лучшая база, и, естественно, не так, чтобы обескровить остальные, собрав в одной точке лучшие кадры и материальные ресурсы… Нет, выбор учреждений, на базе которых создавались или которые сами целиком стали ресурсными центрами, определялся прежде всего потребностями студентов и заинтересованностью работодателей. Ведь, чтобы появился ресурсный центр, работодатель должен внести весьма весомый вклад, в том числе и материальный. Конечно, большую роль здесь сыграла и адресная поддержка президента республики Рустама Минниханова: ежегодно на развитие СПО выделяется порядка 1 млрд рублей. В итоге к настоящему моменту в республике создано 25 ресурсных центров. На будущий год откроем еще 6.- Свою роль в повышении качества СПО в регионе сыграло, конечно, и движение WorldSkills…- Безусловно. Мы одними из первых в стране поняли его смысл и начали участвовать в чемпионатах. С первого же национального первенства, которое проходило в 2013 году в Тольятти, мы участвовали в соревнованиях практически по всем направлениям и были в числе лидеров движения. Но WorldSkills – это не только соперничество и лидерство, это при правильном использовании удобный инструмент экспертной оценки состояния системы профобразования. К тому же очень быстро в молодежной среде статус участника чемпионатов WorldSkills стал престижным. Очень радует, когда у молодежи в тренде что-то образовательное.- А что еще у татарстанской молодежи в тренде?- Да взять хотя бы СПО! В последние годы востребованность программ СПО очень возросла. А в этом году мы вообще столкнулись с уникальной ситуацией: по ряду специальностей число заявлений на бюджетные места с отличными баллами оказалось больше, чем число мест. Принять мы обязаны – пришлось перераспределять места. На педагогические, нефтяные, строительные специальности конкурс у нас доходил в этом году до 8 человек на место. Эта коллизия, кстати, возникла не только в Татарстане.- Да, по оценкам министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, в этом году востребованность СПО высока, как никогда: 59% выпускников 9-х классов пошли именно в колледжи и техникумы.- А у нас таких 53%. Притом что, кстати, Татарстан – это вузовский регион. То есть мы понимаем, из чего складывается это среднее значение по России: есть регионы, где вузов очень мало, и там объективно в основном идут в колледжи. Но у нас же весьма престижные и востребованные вузы, а тренд тот же. Да, это связано с тем, что некоторые девятиклассники осознанно хотят обойти процедуру ЕГЭ, но лишь отчасти. По оценкам наших аналитиков, главный стимул – это мощные трансформации в СПО, которые произошли в регионе. И которые мы еще ожидаем – в 2019 году в Казани пройдет мировое первенство WorldSkills, и мы должны будем соответствовать. Сейчас мы активно вкладываемся в инфраструктуру и развитие кадров.- Как вы поддерживаете педагогов профобразования? Есть ли какие-то особые региональные программы?- Да, это наша грантовая система. Например, у нас есть грант «Новый мастер», который выделяется тем, кто пришел в образование с производства. Есть у нас и гранты, которые позволяют выехать на стажировку за рубеж. Работаем мы и с союзом WorldSkills: 150 наших специалистов обучаются в академии союза, самые успешные из них войдут в число федеральных экспертов по стандартам WorldSkills. Кстати, мы вторые после Москвы по числу сертифицированных экспертов и менеджеров компетенций WorldSkills.Но чаще всего мы не просто зовем преподавателей с производства в колледж и вуз, а сами идем на производство. Дуальное образование, когда большую часть времени наши студенты проводят не в аудиториях, а в цехах, у нас развивается уже давно. Особенно успешно удается реализовывать эти программы в нефтегазовой отрасли, в машино- и авиастроении. Так что, я думаю, у нас сегодня одна из наиболее продвинутых, современных, практико-ориентированных систем профобразования в стране.- В то же время вы говорите, что Татарстан – это вообще-то вузовский регион. Не теряют ли что-то вузы, если поток желающих получить высшее образование с каждым годом становится все меньше?- Не думаю. Мы на самом деле только сейчас нашли баланс между средним и высшим профессиональным образованием. Этот баланс динамический, но сложившееся соотношение студентов по уровням образования нам подходит, это стало одним из залогов качественного образования. Раньше у нас было более 200 тысяч студентов в вузах, теперь порядка 150 тысяч. При этом нет никакой, даже скрытой, дискриминации: те, кто после колледжа или техникума хочет поступить в вуз, в ряде случаев могут это сделать даже проще, чем если они окончат 11 классов. Есть сопряженные специальности, договоры вузов и СПО, подразделения СПО в составе самих вузов. В первую очередь это выгодно  в плане выстраивания эффективной жизненной траектории самим студентам: они ничего не теряют ни в экономическом плане, ведь можно поступить и на заочное отделение, если в руках уже есть профессия, ни в академическом, так как учебный процесс, условно говоря, не мешает рабочему. Наоборот, уже работавший студент учится с большим интересом – ему есть о чем спросить своего преподавателя или даже поспорить. Много заочников – выпускников СПО у нас на педагогических специальностях.- Андрей Иванович, а чем отличается высшее образование в Татарстане от других?- Во-первых, тем, что Казань – это единственный город страны, не считая Москвы и Санкт-Петербурга, где сразу реализованы три крупных вузовских проекта: у нас есть федеральный университет и два национальных исследовательских. Можно сказать, что это много. Сохранилась у нас и большая сеть отраслевых вузов. Особенно востребованы те, что связаны с сельским хозяйством, энергетикой. Наш Казанский федеральный университет участвует в программе Топ-100. А вообще у нас на сегодняшний день 45 организаций, где можно получить высшее образование, – это и вузы, и филиалы. Большая часть студентов обучаются, конечно, в государственных вузах.У нас есть, кстати, один очень интересный проект – Университет Иннополис. Это негосударственный вуз, который был открыт всего пять лет назад. Средний балл аттестата поступающих – 87,5. Впереди лишь такие гиганты, как МГУ, МФТИ, МГИМО. Стоимость обучения там, надо сказать, приличная, но платят в основном предприятия, заинтересованные в том, чтобы там обучались студенты, которые потом придут к ним работать. Среди преподавателей университета много специалистов из-за рубежа, особенно в области информационных технологий.- А иностранных студентов республиканские вузы могут чем-то заинтересовать?- Конечно. Уже сегодня у нас учатся свыше 10 тысяч иностранных студентов. И, я думаю, это число будет только расти, ведь такая задача поставлена в рамках национального приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Главное для нас сейчас – сохранить и улучшить имеющуюся социальную инфраструктуру, которая досталась нам после Универсиады. Это, кстати, тоже к вопросу сохранения баланса контингентов: если бездумно гнаться за увеличением цифр, что в СПО, что в высшем образовании, в какой-то момент начнет не хватать ресурсов, чтобы эти цифры обеспечить, – материальных, кадровых, инфраструктурных.Самые востребованные программы у нас – языковые. Русский язык – один из крупнейших языков в мире, это мировой бренд, хотя, конечно, по популярности это совсем не английский… Из стран Юго-Восточной Азии в Татарстан едут учиться в основном на медицинские и инженерные специальности. В меньшей степени – на гуманитарные. Хотя и здесь есть студенты. У нас не самое дорогое в стране и тем более в мире высшее образование, при этом соотношение «цена – качество» очень хорошее.В Республике Татарстан сейчас работают 45 вузов. Профессорско-преподавательский состав – более 21 тысячи человек. Они обучают 149732 студента (84,6% учатся в государственных вузах, 15,4% – в негосударственных).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте