Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Актуальный разговор

Андрей МАКСИМОВ:

Учительская газета, №27 от 19 января 2021. Читать номер
Автор:

Слово «воспитание» ненавистно для любого человека

Наш сегодняшний герой – известный писатель, телеведущий, театральный режиссер Андрей Максимов. Он и его программы пять раз удостаивались премии ТЭФИ, Максимов – член Академии российского телевидения. Кроме того, он автор более 50 книг, написанных во всех жанрах. А более 10 лет назад Андрей Максимов придумал свою психологическую систему, назвав ее «Психофилософия». Психофилософия – это история про то, как нам всем оказывать первую психологическую помощь самим себе, друзьям, родственникам и знакомым.

– Андрей Маркович, как прошел для вас период самоизоляции? Чем вы занимались, какое было эмоциональное состояние?

– Если бы не тревожное состояние, беспокойство о своем здоровье и близких, то, можно сказать, самоизоляция для меня прошла прекрасно! Писал очередную книжку по психофилософии о том, как оказывать первую психологическую помощь. Я отдал ее издателю как раз в тот день, когда режим самоизоляции закончился. Так что время было проведено продуктивно. Если говорить в целом об обществе, режим самоизоляции оказался большой проблемой для двух категорий людей. Первая категория – это те, кто пострадал материально, вторая – это люди, у которых плохие отношения с близкими дома. Именно в этот период ко мне за психологической помощью обращалось большое количество людей, у которых сложные взаимоотношения в семье. Есть третья категория – это те, кто болел, для них этот период, очевидно, крайне неприятный.

– С 9 июня режим был снят. Хотя до этого планировалось сохранить его как минимум до 14 июня. На ваш взгляд, не рано ли?

– Это было политическое решение, на которое мы с вами повлиять не можем. Я часто говорю о том, что не стоит заботиться о вопросах, на которые вы не можете воздействовать. По моим наблюдениям, сейчас психика расшатана именно у тех людей, которые сильно вовлечены в информационный поток. Информацию нужно фильтровать, отбирать ее.

Это вообще большая проблема наших людей: мы любим размышлять о том, на что повлиять не можем, и не размышлять о том, на что повлиять можем. Те люди, которые обращаются ко мне за помощью, это делают потому, что они растеряны, в панике, на них вываливается огромное количество информации. Если отношения хорошие с домашними, то можно обсуждать с ними. А если отношения плохие, то нужно с кем-то пообщаться сторонним. В особенности если человек живет один, на него давит весь этот поток негативной информации, в том числе и фейковой.

Вспомните, ВОЗ нам говорила одно, потом другое, я сам путался в этом. Мне кажется, если бы я был большим начальником, то первое, что предпринял бы, – разобрался в деятельности этой организации. Судя по нашей стране, ее деятельность была направлена на создание паники в обществе. Мне кажется, что ВОЗ так работать не имеет права.

– Вы имеете в виду нелогичность заявлений?

– Мне кажется, что логичность есть. Но логичность была направлена не в ту сторону. У меня конкретный вопрос: почему ВОЗ сеяла панику? Чего она делать категорически не должна была. Там же находятся умные люди, неглупые точно. Но это тоже вопрос, на который мы повлиять не можем. Поэтому стоит забыть и переключиться на реальную жизнь.

– Андрей Маркович, поговорим о вас. Как оказалось, что журналист и телеведущий стал психофилософом?

– Мысль пришла, когда я стал читать лекции о том, как брать интервью в повседневной жизни и получать информацию от других людей. И ко мне стали подходить люди, задавать вопросы, связанные с их жизнью. Я стал помогать решать их проблемы с помощью выстроенной системы. Но я не врач, я психофилософ.

Меня часто спрашивают, не боюсь ли я ответственности за советы, которые даю. А вы не боитесь ответственности, когда общаетесь с подругой, советуя ей, коллегой и т. д.? Единственное, я придумал некую систему, где есть основные принципы. И я не ориентируюсь только на свой собственный опыт, так как опыт людей глубоко индивидуален. То, что хорошо родителям, не всегда хорошо детям. Так же и то, что хорошо для вас, может быть ненужным для вашей подруги.

– С какими проблемами к вам обращались люди во время самоизоляции и что их тревожит сейчас?

– Независимо от режима самоизоляции люди приходили с теми же вопросами, что до, что после его отмены. Психофилософия – это такая вещь, которую может освоить любой человек. Это история про то, как оказывать первую психологическую помощь. А за этим люди обычно обращаются к родственникам, друзьям. Хотя надо, чтобы они разговаривали с профессиональными психологами. Но большинство людей этого не делают… В Фейсбуке я как-то проводил опрос о том, к кому обращаются люди за советом в сложной ситуации, когда возникают психологические проблемы. Ответили больше 1000 человек, подавляющее большинство обращаются к близкому окружению, но не к профессионалу. Что касается проблем, с которыми люди приходят, – это взаимоотношения с детьми, любовные отношения и смена профессии, дела, которым они занимаются. Этот пункт чаще касается людей, которым уже тридцать пять и выше. В этом случае идет обращение не за помощью, а за поддержкой в решении проблем.

Большое количество наших сограждан обнаружили, что у них есть дети, которые нуждаются в общении. У моего сына есть жена, замечательная актриса МТЮЗа. Во время самоизоляции она придумала быть нянечкой по Интернету. И к ней обращалось множество людей, тех самых родителей, у которых нет времени или желания заниматься ребенком. Я никого не осуждаю, но реальность такова. Причем в нашей стране это настоящая проблема взаимодействия родителей и детей. Родители не знают, что делать с детьми.

– Почему так происходит, что родители не знают, что делать с детьми? В режиме самоизоляции это проявилось, потому что в обычной жизни дети находились в своей среде, а теперь стало необходимо ими заниматься, говорить, развлекать?

– Это так. У нас в обществе всегда были смещены акценты и приоритеты. Советская власть воспитывала людей так, что сначала надо думать о Родине, а потом о семье. Что страна – это важно, а семья и ребенок не очень важно. Это не могло не отразиться на мышлении людей. Многие наши представления о жизни навязаны именно тем, что мы жили 70 лет в Советском Союзе. От этого большое количество проблем. В нас закладывали определенные ценности. Мы не понимаем, что дети важнее работы. Есть те, которые понимают, но большая часть – нет. И ты не можешь называться счастливым человеком, если не общаешься со своим ребенком. Надеюсь, что эта привычка со временем уйдет и мы будем с взаимным интересом общаться со своими детьми.

– Тогда у меня вопрос: с какими основными проблемами обращаются к вам родители?

– Самая главная проблема – нет контакта с детьми. Вторая из проблем – как оторвать ребенка от компьютера, но она вытекает из первой. Основная проблема родителей в том, что они не понимают: ребенок – это человек, дети – это люди. Дети рождаются разными людьми, взрослые этого не понимают. У ребенка, которому год, есть прошлое, настоящее и будущее, и он отдельный человек. Родители относятся к ребенку либо как к товарищу, либо как к воспитуемому. Если ты к нему относишься как к товарищу, то это отношение как к человеку. Если как к воспитуемому, значит, как к функции под названием «ребенок». Потому что слово «воспитание» – это ненавистное слово для любого человека.

– А как тогда соблюсти тонкую грань между тем, чтобы оставаться другом и быть воспитателем?

– Воспитателем быть не надо. Вот смотрите, рождается ребенок. В доме появляется человек, очень похожий на нас, который нас изначально любит просто так. Изначально он хочет с нами общаться и дружить. Вместо того чтобы с маленьким человеком общаться, дружить и получать совместную радость, мы начинаем его воспитывать.

Дети воспитываются двумя обстоятельствами – собственным примером родителей и разговорами. Разговоры – это когда ребенок может обратиться к тебе с любым вопросом и обсудить. Когда ребенок видит, как живут родители, он начинает жить так же, следуя их примеру, либо категорически по-другому. И это тоже нормально. Дети будут жить своей жизнью, более того, родители в какой-то момент жизни начнут их раздражать.

– Знаю, у вас трое детей. Как складываются ваши отношения?

– Я считаю, это нетактичный вопрос с вашей стороны.

– Извините, не хотела вас задеть. Большая часть наших героев охотно рассказывают про своих детей, даже если отношения непростые.

– Я вам объясню, почему так происходит. Потому что сами взрослые не считают их людьми, а считают детьми. Ведь про личную жизнь, про женщин или мужчин вопросы считаются абсолютно некорректными среди многих людей. Но почему-то про детей спрашивать считается нормальным. Взрослые не считают, что дети – это личности.
В свое время, когда моему сыну было 5 лет, про меня снимали передачу и спросили у него: «А у мамы с папой хорошие взаимоотношения?» На что мой сын сказал: «Я не буду рассказывать про их отношения». И так же родителям не стоит рассказывать про то, какие взаимоотношения с детьми.

– В вопросе про детей мне скорее интересно, когда к вам пришло понимание того, как стоит взаимодействовать с ребенком. С опытом отцовства или сразу с рождением первенца, исходя из интуиции?

– Это было изначально. Потому что у меня были замечательные родители, потрясающие мама Антонина Николаевна и отец Марк Давыдович. И, как мне кажется, они меня воспитывали максимально хорошо. У меня так не получается. Как папа мой, я еще могу, а вот как мама вела себя – нет. Детство было абсолютно счастливое именно благодаря моим родителям.

– Какой совет вы бы дали нашим читателям, как завоевать доверие, уважение и любовь у своего ре­бенка?

– Так же, как у мужа или жены. Поступками. Нет никаких специальных отношений между родителями и детьми. Я постоянно спрашиваю у людей: «Что такое любить ребенка?» Это значит ставить себя на его место. Когда его кормите не вкусным, а полезным, когда не даете ему никакой свободы, когда он должен отпрашиваться на свидание, ребенок от этого непонимания страдает. Причем, как показывает моя практика, именно любящие родители, защищая его, опекая, могут принести огромный вред, потому что не умеют ставить себя на его место. В подавляющем большинстве семей к ребенку не относятся как к отдельной личности, к отдельному человеку.

Лидия ДРОНОВА


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt