search
main
0

Андрей КОРОБЦОВ:

Памятник – это прежде всего память, а помним мы не только о хорошем

В Японии верят, что, если сделать из цветной бумаги тысячу журавлей, мечта человека осуществится. Этим образом в свое время вдохновился автор слов знаменитой песни «Журавли» дагестанский поэт Расул Гамзатов. С тех пор журавли стали русским символом памяти о погибших в Великой Отечественной войне. Монументы, центральным образом которых были журавли, возводились по всему миру. Спустя десятилетия во Ржеве создали мемориальный комплекс площадью 4 гектара. Над ним на 10‑метровом насыпном кургане возвышается 25‑метровый памятник советскому солдату, который точно растворяется в журавлиной стае. Один из самых поэтичных и крупномасштабных памятников создали в честь 75‑летия Победы на месте кровопролитных боев 1942-1943 годов. Скульптором проекта выступил молодой монументалист Андрей Коробцов. Автор известен своими произведениями в разных городах России и за рубежом. Однако именно эту работу он считает делом своей жизни.

Работая над монументом, скульптор думал о своем дедушке, пропавшем без вести

– Из-за режима самоизоляции работы по многим проектам приостановлены, отменены мероприятия по всему миру. Официальное открытие мемориала планировалось в мае 2020 года. Будет ли готов комплекс к годовщине Победы, пришлось ли сдвинуть сроки из-за пандемии?

– До того как все произошло, мы находились на финишной прямой в работе над комплексом и памятником. Поэтому режим самоизоляции хоть и замедлил темпы нашей подготовки, но не приостановил ее. Уже в начале апреля в павильонах музея происходило внутреннее оформление пространства здания, дизайнеры трудились над интерьером. Что касается самого памятника, то он почти завершен, осталось доделать всего три яруса, обработать швы и покрыть монумент воском. Благо­устройство территории всего мемориала уже произведено. Можно говорить, что к 9 Мая мы успеваем, работы планируем сдать по графику.

– Есть ли какая-либо информация о том, когда теперь будет официальное открытие комплекса?

– Пока никаких новых данных на этот счет нет, ничего сказать не могу. Мы сами находимся в подвешенном состоянии и ждем момента, когда наконец можно будет назначить дату этого события.

– Решение создать мемориал советскому солдату было принято еще в 2017 году, затем проводился конкурс, в котором вы одержали победу вместе с вашим соавтором – архитектором Константином Фоминым. А сколько в общей сложности ушло времени и сил на создание этого памятника?

– Точно определить рамки этого процесса сложно. Но если считать началом работы создание эскиза, то с этого момента прошло 2,5 года. На лепку задания и его проектирование ушло меньше двух месяцев. Самым сложным было придумать концепцию мемориала, определиться с идеей и в целом осмыслить весь проект. Тема подвига, героизма мне всегда была интересна, в нем проявляется красота человеческой души. Реализовать подобные проекты возможно лишь при участии архитектора, который помогает понять, как мемориал впишется в окружающее его пространство. В тандеме с Константином Фоминым мы работаем давно.

– В том месте, где возведен мемориал, проходили по-настоящему страшные бои, битву подо Ржевом называли мясорубкой. А что для вас значит эта работа? Насколько тема войны коснулась вашей семьи?

– Мне кажется, что у нас в стране сложно найти человека, которого бы никак эта война не коснулась. Я не стал исключением. У меня было трое дедов, один из них полностью прошел войну, другой был демобилизован по ранению. А третий оказался пропавшим без вести. До сих пор о нем ничего не известно, никто не знает, как сложилась его судьба. Поэтому отчасти, когда я делал эту работу, я думал об этом своем дедушке, пропавшем без вести, представлял, что, возможно, и он мог воевать здесь, подо Ржевом.

– Я знаю, что в процессе работы вы посещали другие мемориальные комплексы страны, посвященные Победе. Чем вы еще вдохновлялись, приходилось ли изучать архивные документы?

– Да, конечно, это обязательное условие перед началом любой работы. В первую очередь всегда нужно ознакомиться с материалом, вникнуть в тему. Перед тем как приступить к работе над ржевским мемориалом, мы с Константином исследовали историю боевых действий подо Ржевом всеми возможными способами: смотрели советские фильмы, читали документальные источники, художественные книги, изучали картины живописцев. Благо о войне и ржевских боях, в частности, написано много талантливых произведений, мы старались максимально впитать в себя эту эпоху, попытаться максимально вжиться в своих героев. Хотя прочувствовать происходившие события человеку ХХI века в полной мере невозможно. Ключевую роль сыграло стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом», общее настроение которого легло в основу всей концепции скульптуры. Для скульптуры важна динамика. Так же как и герой Твардовского, наш солдат не неподвижен, он задается вопросами: кто остался в живых, чем закончилась война, наш ли теперь Ржев?

– Памятник создавался на народные средства. Вы что-нибудь знаете о тех людях, которые помогли создать мемориал?

– Я знаю, что были люди, которые пожертвовали очень крупные суммы на создание мемориального комплекса, но они пожелали сделать это анонимно. Я получал множество писем с благодарностью от людей, чьи родные воевали в этих местах. Я смотрел на фотографии этих бойцов и старался воспроизвести в лице своего солдата собирательный образ. Фамилии 65000 солдат будут также увековечены в павильонах.

– Теме героизма посвящены многие ваши работы, видно, что вопросы истории особенно вам интересны. Как вы считаете, как нужно прививать детям искреннюю любовь к своей стране, ее истории? Как это было в вашем детстве?

– Честно говоря, в детстве я не очень интересовался историей. Родители, конечно, что-то мне рассказывали, но по-настоящему эта тема меня захватила только после поступления в Российскую академию живописи. Основатель академии Илья Сергеевич Глазунов регулярно проводил лекции, в которых рассказывал о стране, о предназначении художников. И он это делал настолько эмоционально, ярко и искренне, что, выходя после каждой лекции, я мчался в библиотеку и брал книги о тех временных этапах, о которых он говорил. Еще мне хотелось дополнить те знания, что он дал. Да и вся атмосфера, царившая в академии, была пропитана такой любовью к Родине! Там повсюду висят картины с сюжетами о том или ином историческом событии. У входа в заведение можно увидеть большую икону с образом Богородицы. Все вместе это подогревало интерес к изучению русской культуры и истории.

В целом воспитание патриотизма у детей – это, конечно, в первую очередь задача родителей и общеобразовательных учреждений. Но важно, чтобы взрослые, педагоги рассказывали историю страны интересно, желательно с любовью, не просто приводили факты, а старались в красках описать события. Это нужно, чтобы у ребенка сформировались живые образы, чтобы он мог представить, что происходило, понимал, что в то время жили точно такие же люди, на месте которых мог бы быть и он. Когда ставишь себя на место этих людей, все воспринимается острее. Думаю, что многие люди плохо знают историю своей страны, потому что им о ней скучно рассказывали.

– Часть ваших работ посвящена историческим деятелям. Но многие личности оставили противоречивый след. Стараетесь ли вы дистанцироваться от своего личного отношения к герою?

– Мое личное отношение к каждой персоне присутствует на 100 процентов в моих работах. Даже если раньше я чего-то не знал об этом человеке, стараюсь изучить его биографию, погрузиться в эпоху, в которой он жил. Самой сложной для меня в этом смысле была работа над бюстом Сталина в Комсомольске-на-Амуре, где я создавал скульптуры для Аллеи маршалов Победы. К Сталину у меня всегда было двоякое отношение, и после окончания работы противоречия не ушли. Редкий случай, когда я так и не определил, что это был за человек, нужно ли было посвящать ему скульптуру. Я долго анализировал. На одной чаше весов – производственные прорывы, технические и научные достижения страны, Победа в войне, на другой – жизни массы людей. В итоге решил, что, какой бы противоречивой ни была эта фигура, Сталин значительно повлиял на ход истории страны, забывать об этом нельзя. Мы не можем вычеркнуть то, что было. Памятник – это прежде всего память, а помним мы не только о хорошем.

– Монумент Ивану III был создан вами в Калуге при участии кинорежиссера Андрея Кончаловского. Что это было за сотрудничество?

– Андрей Сергеевич Кончаловский возглавлял конкурсную комиссию по монументальному искусству, которая отбирала лучшие варианты будущего памятника. Конкурс проводили несколько раз, Андрей Сергеевич настаивал на своем видении этой исторической фигуры, для него было важно, чтобы скульптура не была формальной, чтобы в ней чувствовалась сила русского духа. Конкурс дважды аннулировали, каждый раз переписывалось техническое задание, Андрей Сергеевич пытался донести свою мысль до скульпторов. Прислушиваясь к словам режиссера, я пытался выжать из себя подходящую гиперболу, для этого переслушивал былины и сказки, читал документальные источники, пытался вникнуть в образ этого персонажа, достигнуть мощи в его движениях, показать Россию, идущую вперед. После двух отборочных этапов, долгой работы был объявлен третий конкурс, на котором уже был выбран наш проект с Константином Фоминым. Вот тогда началась еще более интенсивная работа. Андрей Сергеевич делал свои замечания во время процесса создания памятника, в основном они касались общего впечатления, ощущений. Нужно было найти те выразительные средства, которые бы не сделали фигуру просто крупнее, а подчеркнули могущество человека, который сумел объединить русские земли вокруг Москвы. Это было сложно, но в какой-то момент мы пришли к тому, что всех устроило. И получился тот памятник, который сейчас стоит.

Ирина КОРЕЦКАЯ

Досье «УГ»

Андрей Коробцов – скульптор, член Союза художников России, лауреат многочисленных премий. Родился в Казахстане в 1987 году. В 2011 году окончил факультет скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Годом ранее, в 2010 году, основал вместе с архитектором Константином Фоминым мастерскую, с тех пор авторы работают в тандеме. Совместными усилиями реализовали проекты в России и за ее пределами. Среди наиболее известных скульптур – памятник княгине Ольге в греческом городе Солоники, памятник Столыпину в Москве, Ивану III в Калуге. Часть работ Коробцова посвящена балету. Над проектом ржевского мемориала работает с 2017 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте