Чернеет якорь многодетный,
или Я лиру посвятил…
…Помните, с каким интересом, с каким старанием бросали мы в детстве монетки в море? Зажатая в жаркой ладони монетка нагревалась, потом летела в воду, на пестрые камешки, и, сверкнув на солнце, исчезала навсегда.
Мы выросли и теперь кидаем монетки осторожнее. Сколько на свете не открытых нами мест, сколько морей – кто знает, вернешься ли еще раз именно сюда?
адлерскую школу личностного развития (“Лиру”) меня пригласил Вадим Александрович Левин. Левина, думаю, представлять нашим читателям не нужно. “УГ” постоянно публикует материалы – его и о нем (последние – в NN 47-48 и 52 за 1995 год). Напомню, не так давно любимый многими детский поэт, психолог, педагог и, главное, – очень-очень хороший человек выпустил замечательную книгу “Когда маленький школьник становится большим читателем”, написанную на основе его концепции НЛО (начального литературного и – шире – художественного образования). В серии “Шаг за шагом” появилась книжечка “Таинственный сундук”. Выходит многотомная литературная хрестоматия под названием “Моя первая библиотека”.
Случилось и другое немаловажное событие – два года назад в Адлере была создана частная школа “Лира”. Единственная пока школа в стране, которая реализует концепцию В.А.Левина “Школа Детства”. Идеи эстетического воспитания и воспитания творчеством – основной закон жизни “Лиры”.
Из “Положения о Школе личностного развития”:
“Школа “Лира” возникла и развивается как школа открытого типа: она ориентирована на то, чтобы стать звеном регионального открытого образовательного пространства, то есть такой образовательной системы (района, города, страны), которая связывает все добровольно входящие в нее учебные учреждения отношениями сотрудничества, научной кооперации и делового партнерства.
Главное в организации и жизни школы “Лира” – ориентация на ребенка. Школа берет на себя ответственность за то, чтобы в реальной социальной ситуации обеспечить условия, в которых ребенок наполненно проживает детство и формируется как человек, способный в быстроменяющихся обстоятельствах принимать самостоятельные ответственные решения. При этом “Лира” руководствуется постулатом: наибольшие шансы вырасти полноценным, самостоятельным, ответственным взрослым человеком имеет тот, кто насыщенно прожил детство…
Школа “Лира” не пытается быть оригинальной в ущерб интересам ребенка. Она использует идеи, методики, программы любых школ и педагогических направлений, если эти наработки не противоречат принципам “Школы Детства”. В частности, ядро учебного плана “Лиры” составляют программы, методики и учебники развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). По русскому языку – В.В.Репкин, по математике – Э.И.Александрова. Принципы “Школы Детства” наиболее полно воплощены в программе и методике по начальному литературному образованию (В.А.Левин) и по изобразительному искусству (Т.В.Калинина). По этим же принципам обычно строятся игры, разрабатываемые (в частности – для школы “Лира”) Центром ролевого моделирования (М.Ю.Кожаринов). На принципы “Школы Детства” ориентируются учителя школы “Лира”, когда разрабатывают авторские программы по предметам “Театр”, “Музыка”, “Хореография” и другим…”
Школа маленькая, в новом учебном году откроются 1-3-е и 4-5-е классы. В ней 42 ученика. Самые обычные дети – не вундеркинды. Хотя, конечно, прием в школу ограничен – в классах не больше пятнадцати человек.
Жилье у “Лиры” временное – помещение пришедшего в запустение детского сада. Многие классные комнаты находятся на втором этаже, и подниматься туда нужно по крутым лесенкам, на ступенях которых нарисованы пестрые звездочки. Время от времени мимо окон, почти всегда открытых, пролетают огромные самолеты – совсем рядом аэродром. Ветер доносит запах моря, которое тоже очень близко. Нередко весной и осенью – сразу после уроков – воспитатели и воспитанники отправляются вместе купаться.
К концу учебного года ребята совершенно не устают. А летом ждут не дождутся… конца каникул. Открою секрет: в “Лире”, помимо обычных, существуют и творческие каникулы – через каждые шесть недель. В это время ребята занимаются музыкой, театром, хореографией, сочиняют сказки… Идея эта возникла в московской школе N═1133, работающей в режиме развивающего обучения.
Мы, взрослые, с восторгом отметили отличия и преимущества “Лиры” по сравнению с другими школами. Когда это же попросили сделать ребят, Катя, Оля, Аня и Женя ответить смогли не сразу. Сравнения давались ребятам с трудом – ведь учились они только здесь. Потом, освоившись, заговорили: “У нас все близко” (в школе нет кабинетной системы – учителя сами приходят в классы), “мы не зубрим”, “нам не ставят отметок”, “у нас есть театр и хореография”, “мы выпускаем газету”… И самое, на мой взгляд, главное – “у нас хорошие учителя”. Любители литературных секретов и фразеологизмов сформулировали последнее положение так:
“Неосторожно! Незлые учителя!”
Учителей в школе – 14. Учредителями “Лиры” стали трое: Наталья Николаевна Пиминова, Наталья Васильевна Ковалевская и Светлана Алексеевна Пинязева. У них разный стаж работы, и пришли они сюда из различных школ. Восемь лет назад Наталья Николаевна Пиминова, учитель начальных классов, услышала в Сочи, где в то время работал ВНИК, лекцию Левина. Познакомилась с ним, успешно прошла проводимое им тестирование. Потом поехала на семинар по развивающему обучению в Харьков и снова встретила Вадима Александровича. Пригласила его в свою школу. Левин тогда только работал над созданием предметных программ. Приехал в Адлер и провел семинар. После того семинара и началась работа в новом ключе. Занимались на первых порах без программы, без учебников… Программы составляли сами.
С того дня состоялось уже шесть подобных семинаров. Семинар, по мнению Вадима Левина, – это средство передачи творческой педагогической идеи. Практически никто из учителей-новаторов делать этого не умеет. Или об этом не задумываются. Цель каждого адлерского семинара – проанализировать работу школы за год, потренировать и усовершенствовать способности учителей находить пути решения педагогических проблем. Программа и концепция, по которой работает сегодня “Лира”, переписывались множество раз. Отработана ступень – сделана запись, то есть сначала идет практическая работа, а потом уже теоретическое осмысление.
На последнем семинаре, в котором мне довелось участвовать, учителя “Лиры” все вместе писали программу по музыке для 1-4-х классов – помогали Людмиле Ивановне Трояновской. (Она давно мечтала о своей программе, но опыта составления у нее не было).
Работали над программой два дня. Думали о том, как от мотива (развитие мотивов, по Левину, – главное в обучении) “хочу играть”, с которым малыш приходит в школу, сформировать мотив “хочу учиться”. Нужно найти такой материал в своем предмете, чтобы ребенок мог играть, чтобы у него получалось. И еще очень важна положительная реакция учителей, родителей, ровесников… Важен результат, который закрепляет желание ребенка заниматься чем-либо.
Говорили о структуре музыки, о музыкальных секретах, о том, что для искусства понимание – не самое главное. На третий день семинара Вадим Александрович радостно подытожил: “Работая над программой по музыке, мы обнаружили, что через исполнительство мы тоже можем создавать музыку. Мы теперь ее озвучиваем. Тогда ведь можно озвучивать и стихи и тоже становиться автором! Тогда и пародирование, и передразнивание (это вообще детские профессии!) – тоже интерпретации. Любая интерпретация художественного произведения есть авторство. Вот что мы открыли вчера. Раскрываются новые возможности. Если создать художественный образ могут в классе один-два ребенка, то интерпретировать, исполнить по-своему может гораздо большее число детей! Мы же этими возможностями почти не пользовались…”
Надо сказать, семинар удался – к концу его у большинства учителей возникло желание поработать над собственной программой.
Лес-не лес внутри
Жизнь в школе во многом движется вокруг газеты. Не так давно третьеклассники, потеряв интерес к русскому языку (механической его части), делали массу ошибок. Пока учителя искали выход из положения, дети сами нашли мотив – конечно, благодаря программе Левина. Интерес к литературе вызвал желание сделать что-то увлекательное самим. Ребята читали вслух, а потом им захотелось лучшее поместить в газете. Так возникла литературная газета “Лира”, которую выпускают с помощью компьютера сами ребята. В ней – интервью и новости, загадки и сказки, целиком состоящие из фразеологизмов (фразеологизмы – любимый конек нынешних учеников!).
Вышло в школе и “Почти полное собрание литературных секретов и открытий”: мини-хрестоматия, литературный календарь “Кошки”, словарь тропов… Все это тоже сочинено самими ребятами.
А еще в “Лире” все от мала до велика увлечены сказкой. Сочиняют и ставят ее все вместе – иногда на это уходит несколько недель. Появляется мотив – желание сочинить сказку, определенная цель – просто ли это игра или, например, сказка к какому-то празднику, а может быть, “рекламная” – для привлечения первоклассников. Существует специальная технология написания сказки. Сначала – большая подготовительная работа: набрасываются идеи, придумываются кусочки, изучается словарь фразеологизмов… Часто сказки составляются по картам Проппа – ребята вытаскивают из конверта карточки со словосочетаниями, раскладывают их в рядок, а уж потом из полученного “скелета” создается произведение.
Сказки часто ставятся на природе – у моря, в горах. Нынешней весной ездили всей школой в лес. Натянули между стволов каркас, сделали бутафорский телевизионный экран и долго, с упоением показывали шуточную программу. (Я на все это с удовольствием посмотрела на видеокассете).
На семинаре неистощимый на выдумки Вадим Александрович предложил еще одну игру, основанную на противопоставлениях. Что, например, означает фраза “Чернеет якорь многодетный”? А “Свернулась пустыня клубочком”? Или “Лес-не лес внутри”? Ребята догадались мгновенно!
Вот так и живет эта маленькая частная школа, в которой хорошо и детям, и взрослым.
…А монетку в море я все-таки бросила. Потому что знаю, мне захочется еще раз вернуться сюда. Увидеть своих новых знакомых, посидеть на уроках, посмотреть сказку… Пройти по притихшему морскому берегу, на котором будут по-прежнему восседать хмурые чайки.
Наталья САВЕЛЬЕВА
Адлер
Точка зрения
Потребитель всегда прав?
тановление частной школы обычно складывается из трех этапов. Первый – преодоление организационных трудностей. Второй – обеспечение госстандартов, ведомственное признание и как результат – получение заветной аккредитации. И третий – поиск школой собственного лица, своей индивидуальной ниши в образовательном или – шире – гуманитарном пространстве; для людей творческих это счастливое время удовлетворения самых сокровенных педагогических амбиций.
Конечно, далеко не всегда эти этапы выстраиваются строго последовательно. Но сегодня так уж сложилось, что довольно представительная группа школ, родившихся на волне Закона “Об образовании”, сумела-таки отбиться от бесчисленных оргпроблем, успешно выпустила в свет первых своих питомцев и теперь вступает в ту самую пору первого серьезного осмысления пройденного пути.
Между тем если вникнуть, то окажется, что слишком многие “благополучные” школы до сих пор так и не стали собственно школами, то есть высокоорганизованными социальными системами. В этом смысле они нередко уступают даже своим государственным сестрам, основывающимся по крайней мере на единых содержательно-методических подходах базисного учебного плана.
Прежде всего это касается частных школ коммерческого типа, число которых растет в России не по дням, а по часам.
Хорошо помню обьявления в газетах прошлых лет: “Частная школа приглашает учителей со своими программами и методиками”. Оказавшись в серьезном цейтноте из-за проблем с начальным капиталом, арендой, лицензией и т.п., многие школы вынуждены были тогда сэкономить силы на “готовеньких” кадрах.
Плоды этой экономии пожинаются сейчас. Сумма “готовых” учителей и оригинальных методик есть, а вот школы, увы, до сих пор нет. Слишком много опытных репетиторов и мало молодых педагогов, восприимчивых к новому, готовых расти в своей школе и вместе с ней. Мало думающих менеджеров-администраторов, умело стимулирующих творчество учителя не только на уровне его собственного предмета, но и, так сказать, на макропедагогическом уровне. Катастрофически мало ученых, способных не только “научно руководить”, но и радостно возиться со способной учительской молодежью, повседневно организовывать творческую самодеятельность школы.
На мой взгляд, существуют два фактора, делающие школу школой. Первый – это некие концептуальные подходы, самобытные или не очень, которые и предопределяют все остальное: учебные планы и программы, выбор учебников и критерии подбора кадров… Это когда школа задает себе вопрос “зачем я?” и не уходит от него.
Второй фактор – это отлаженное внутришкольное управление, прежде всего четкий, повседневный, высокопрофессиональный контроль. Но ведь если вдуматься, то контроль – как и любое администрирование – это только надстройка. Есть творчество – ясен и смысл контроля, нет – контроль становится самодовлеющей величиной.
Думаю, что динамичная, развивающаяся школа – это почти неизбежно профессиональный клуб. В школе частной, небольшой, контактной организовать такого рода глубинное профессиональное общение несложно. Но есть одна закавыка, одно противоречие: ведь частная школа – сугубо рыночный феномен. Говоря юридическим языком, здесь нет известного нам “педколлектива”, зато есть отношения работодателей и наемных работников. Есть и такое не всегда афишируемое понятие, как экономическая выгода, и другое очень конкретное понятие “потребитель”, который всем нашим педагогическим заморочкам предпочитает для своего ребенка известную книжицу сероватого цвета.
И все же я убежден, что школа, ориентирующаяся не только на сиюминутные запросы потребителя и формальное внешнее признание, школа рефлексирующая, поисковая, школа-команда и есть единственно нормальная и в конечном счете выгодная частная школа.
А вот государству такая соперница, похоже, ни к чему. Группа высокопоставленных чиновников недавно разродилась ни много ни мало концепцией развития негосударственного образования в России, попытавшись, как это следует уже из названия, решить за нас, куда нам двигаться дальше, так сказать, в организованном порядке. Их менее высокопоставленные коллеги в гороно и роно тем не менее нередко ехидно вопрошают: “А чем это вы отличаетесь от массовой школы?”
А знаете что? Давайте сегодня негромко зададим этот вопрос самим себе.
Владимир ЖУКОВ,
главный редактор журнала
“Частная школа”
Комментарии